Фонды Старооскольского краеведческого музея пополнились новыми экспонатами

Около 2000 новых экземпляров пополнили фонды Старооскольского краеведческого музея в минувшем году. Какие редкости хранят здесь сейфы, что приносят в дар оскольчане, и почему музейщики могут им отказать, выясняла Лариса Ульяненко. 

Фонды Старооскольского краеведческого музея, как пещера Али-Бабы, полны сокровищ. Конечно, большая часть ценна не в плане баснословной стоимости, а как объекты истории. Однако есть на самом деле дорогие экземпляры. Все они хранятся в сейфах. Драгметаллы, оружие, деньги прячут, хоть и не за семью, но за четырьмя замками точно.  

«Здесь у нас это сейф по нумизматике. Здесь хранятся медали, монеты и также значки”. 

Орден Красной звезды Бухарской народной советской республики — один из особенно ценных экземпляров. За него коллекционеры готовы предложить от 300 тысяч до полумиллиона руб. Награда — редчайшая, выпускалась в Средней Азии в 20-е гг. прошлого века, чтобы поощрять бойцов, сражавшихся с басмачами. Точное число награждённых неизвестно, но не более 600 человек. И среди них — Сталин. Сейчас в каталогах музеев страны есть информация лишь о 14 таких орденах. 

«У нас он второй степени. Первой степени — это золотой. Второй — серебряный. И третья награда уже — защитнику революции. Звучит так. У нас этот орден принадлежал Тынянских Ивану Михайловичу. К нам в музей он поступил в 1980 г. Он был участником тех событий». 

— Дарья Кокурина, главный хранитель Старооскольского краеведческого музея.

Коллекция музея была бы гораздо богаче, но во время войны практически всё оказалось утраченным. Восстановление началось сразу после освобождения города от фашистов. Сегодня фонды насчитывают 65 тыс. экземпляров. И каждый год к ним добавляется около 2000 новых. Многое приносят сами старооскольцы. Частенько предлагают утюги, прялки, рубели, скалки. 

«И люди даже обижаются, принося какую-то вещь, что в некоторых случаях мы отказываем. Не хочется брать, скажем так, однотипные вещи. То есть, те вещи, которые у нас уже есть. Бывает, звонят, спрашивают: нужно — не нужно. Бывает, сразу приносят. Им очень не нравится фондово-закупочная комиссия, которая рассматривает предметы. Они хотят, чтобы всё и сразу у них приняли. Потому что каждый человек считает, что он принёс уникальную вещь».  

— Дарья Кокурина, главный хранитель Старооскольского краеведческого музея.

Всё и сразу не получится. Комиссия детально описывает предмет. Фиксирует так называемую легенду — кому принадлежала вещь, история её появления. Если предмет представляет для музея ценность, его могут выкупить. Но одобрения фондово-закупочной комиссии мало. 

«Некоторые приносят предметы, которые хотят продать, но на самом деле не являются их владельцами. К любой награде должен быть обязательно документ. Просто так награды мы тоже взять не можем, как бы ни хотели люди. Составляется пакет документов, подаётся ходатайство и дальше отправляем в Белгород, а затем уже в комиссию при президенте и только после того, как они нам дадут разрешение на то, что мы можем взять эту награду, только в том случае, мы человеку сообщаем, что да, мы готовы взять её. Около полугода это проходит». 

— Дарья Кокурина, главный хранитель Старооскольского краеведческого музея. 

Если документальное подтверждение собственности не нужно, процесс всё равно небыстрый. И даже если будущий экспонат не подарен, а его, например, нашли, купили на блошином рынке сами музейщики, — тоже.  

«Не пройдя эту комиссию, ни один экспонат не может попасть в музей”.  

Любовь к прошлому родной страны у Дарьи Кокуриной, что называется, в крови. Её папа, Иван Андреев, возглавляет клуб «Поиск». Так что удивительные истории она слышала с детства. А теперь сама стала их хранительницей, берегиней. Некоторые экземпляры Дарье Ивановне особенно дороги. 

«У нас в зале постоянной экспозиции, в крепости — Оскол находится икона, высеченная на перламутровой раковине. Я считаю, что это уникальный такой экспонат.  Денежный клад — это медные чешуйки, тоже редко встречалось. Они больше серебряные везде идут. Так как был «серебряный бунт». У нас есть такая уникальная книга — это квартальная книга, одна из первых поступивших. Там расписаны, как располагались дома и их владельцы. То есть это документ за 1886 год». 

— Дарья Кокурина, главный хранитель Старооскольского краеведческого музея.

Фонды краеведческого — это не подвалы, как представляется, а комнаты с решетками на окнах и дверях, где поддерживается определённая температура. Хотя в здании, которое давным-давно нуждается в ремонте, делать это всё сложнее. Но музейщики стараются сберечь сокровища Оскола и приумножить их. В прошлом году в числе новых экспонатов появились вещи, принадлежавшие железнодорожникам, картина известного питерского художника Крылова и старинный план строительства деревянного дома. 

Лариса Ульяненко, Павел Казакевич, Илья Самсонов — 9 канал.