Летний репортаж из травмпункта

Ожоги кипятком, порезы инструментом, падения с велосипедов, клещи — с наступлением лета в травмпункте работы прибавилось. Заметно больше на каникулах и юных пациентов. Но, впрочем, очередь на оказание срочной медицинской помощи здесь круглый год. Репортаж Ларисы Ульяненко.

«Поскользнулся. Упал. Потерял сознание. Очнулся. Гипс» — эта фраза из культового фильма кажется смешной лишь до тех пор, пока не окажешься в травмпункте. Павел упал с велосипеда. Палец сразу опух, от боли всю ночь не спал.

В больницу попал первый раз, лет, наверное, за 10. Не предусмотрел я. Я ночью стараюсь не ездить. Домой от друга отправлялся, и так вот получилось. Люк не заметил, кувырком полетел. Кувыркнулся с велосипеда, упал. Поломал, видать, палец. У меня полностью всё в ссадинах. Жду врача. Жду решения.

— Павел Долгих


В очереди редко кто улыбается. А вот перепалки случаются. Когда боль впивается тысячами иголок, хочется скорее оказаться у врача. Но скорее, когда медперсонала не хватает, получается не всегда.

Сейчас дефицит кадров и, действительно, выпадение одного-двух человек — и вся система легла. Пациенты часто возмущаются, что мы не работаем. А нет человека. И заманить его некем.

— Дмитрий Луценко, врач-травматолог

У нас врачебный штат укомплектован всего на 63%. То есть у меня пять вакантных ставок врачей. Не травматологов нет, нет людей, которые хотят работать в травмпункте. Специфика. Нагрузка. Престиж. Заработная плата. Скажу так: в стационаре выше, чем здесь.

— Константин Нуждин, заведующий травматологическим пунктом


Несмотря ни на что, люди в белых, а иногда розовых и зелёных халатах, не оставляют пациентов наедине с болью. В «травме» круглосуточный приём. Больше всего людей — в праздники и по понедельникам. Как и у турагентств, у травматологов «высоким сезоном» считаются зима и лето. Гололёд и каникулы.

Зимой, это естественно, превалируют скелетные травмы: это переломы, а летом это больше поверхностные. Это травмы мягких тканей, конечностей, головы. Чаще всего, это уличные травмы – больше 80% .

— Константин Нуждин, заведующий травматологическим пунктом

В летний период детей у нас человек 30 за день проходит. Каждое время откладывает свои травмы. Был период, когда, допустим, появилась мода на скутеры. Это редкий день проходил, когда не было травм, которые случилась на этом. Сейчас мода отошла, появилась на другие вещи. Допустим, электросамокаты.

— Дмитрий Луценко, врач-травматолог


А вот тех, кто попадает в «травму» по пьяной лавочке, стало заметно меньше.

Намного меньше стало. Намного. Даже по сравнению 10 лет назад и сейчас, меньше стало. Ну процентов 5. До 20 она может доходить в праздничные дни.  

— Константин Нуждин, заведующий травматологическим пунктом


По словам травматолога Дмитрия Луценко, за 12-часовую смену доктор принимает 65-70 пациентов. В гололёд случалось и 180. Но самые жёсткие воспоминания у врача, приехавшего в Оскола из Донбасса, связаны с войной.
 

За час поступает 15 человек с огнестрельными ранениями — это впечатляет. Когда вы находитесь один. Это серьёзное напряжение.

— Дмитрий Луценко, врач-травматолог


Напряжены доктора и на ежедневном приёме. Травму можно получить, ошпарившись кипятком, закрывая консервацию, работая со шлифмашинкой, и даже вставая с дивана. И если вы ушиблись, Константин Нуждин советует прийти в травмпункт. Нередко люди с переломами тянут и неделю, и месяц. Ведь сломанные мизинцы не сильно болят и человек наивно полагает, что само рассосётся. Не рассосется, позже может потребоваться вмешательство хирургов.

5% функциональности нашей кисти — мизинец, например, на руке всего лишь. И поэтому он меньше всего необходим, как вроде. Пострадавший думает, перетерплю, пройдёт, бабушкиными способами, примочками и всем этим полечу и всё пройдёт. В первые часы после травмы обязательно нужно обращаться.

— Константин Нуждин, заведующий травматологическим пунктом


Обращайтесь. Здесь вам помогут.