“На языке Эзопа”: в старооскольском театре состоялась долгожданная премьера

В старооскольском театре представили спектакль по мотивам пьесы “Лиса и виноград” Гильерме Фигейредо. Репетиции начались еще при жизни Семена Лосева, а завершил работу молодой режиссер Аскар Галимов из Москвы. О свободе – в философском и житейском смыслах, в игре актеров и восприятии зрителей, и почему Древняя Греция оказалась такой близкой и понятной, в нашем следующем репортаже.   

Театр сияет огнями – премьера! Непривычно темно лишь в окнах кабинета худрука – новый еще не назначен. А в зале аншлаг – впрочем, как всегда. Премьерный показ идет 4-й день, но желающих увидеть “Эзопа” становится лишь больше. Философская мистерия в двух актах, как указано в афише, посвящена памяти Семена Лосева. То ли ветер, то ли белый шум переносит зрителей на побережье Древней Эллады. Замершие античные фигуры через мгновение оживут и заговорят на языке Эзопа. Басня о лисе, что не сумела полакомиться высоко растущим виноградом, объяснив неудачные попытки достать его тем, что он зелен – лейтмотив спектакля. Как часто мы обманываем себя, когда не хотим признавать поражения? 

“Конечно, она понимала, что дело вовсе не в ягодах, просто есть такие мечты. Они как звезды. Созданы лишь для того, чтобы светить нам издалека”. 

Распределение мужских ролей едва ли могло быть иным. Самовлюбленного, зависимого от людского мнения и материального благополучия философа-обманщика Ксанфа играет Сергей Скоков – ярко, искрометно, щедро выплескивая талант на зрителя. Эзоп в мастерском исполнении Петра Бежина – уродлив, но не отвратителен. Несмотря на сутулость, хромоту и горб, он мощно возвышается над всеми в своем стремлении к свободе. В него действительно можно влюбиться. Ум – был и остается самой привлекательной мужской чертой для женщин.  

“Мое уродство не мешает кому-то сочувствовать мне и даже полюбить меня, потому что есть люди, которые внутри уродливей, чем я снаружи.  А теперь, Ксанф, пойди и выпей море, чтобы утопить в нем свое уродство. – Я дам тебе свободу!!! Скажи мне, что мне делать, чтобы сохранить свой дом? – Тебе нужно выбрать: твоя жена или твой дом? – Дом! Эзоп! Да, что ты смотришь?! Конечно, дом, да! Да, давайте предположим, что Эзоп ухаживал за тобой, но он же мужчина, в конце концов, это мне надо было быть более предусмотрительным! Клея мне все рассказала, ты больше так не будешь делать, сознался – всё! Я забыл это, я поставил точку! Эзоп, мой дом – вот, что сейчас важно!” 

Обычно сдержанная в эмоциях Валерия Ивличева в роли Клеи раскрылась как глубокая драматическая актриса. Пытаясь удержать любимого любой ценой, она безвозвратно теряет его.  

“Я спрятала священный сосуд в твою котомку. И теперь к пропасти должны повести меня! Я хотела тебя вернуть! Ты же умрешь!” 

Великолепна в своем безудержном желании быть богатой и счастливой и служанка Мелита в исполнении Анны Величкиной.  

“Слезай, Ксанф! Ляг! А теперь Клее незачем возвращаться! Ты готов почувствовать мою рабскую любовь?! Ксанф! Мне сказали, ты женишься?” 

Игра света, блестящая сценография Татьяны Сопиной, безупречная работа художника по костюмам Ольги Афансьевой, и музыка, специально написанная к спектаклю другом режиссера – композитором Салаватом Гафаровым из Казани, сделали язык Эзопа еще более выразительным. Кстати, язык – лучшее или худшее, что есть у человека? Мечты должны сбываться или оставаться недосягаемыми? Что важнее, свобода или любовь, если между ними нельзя поставить союз “и”? Наслоение образов, мыслей, и тот самый катарсис – зрителям предстоит еще долго разбираться в своих впечатлениях от громкой премьеры. 

“Просто восторг! Восторг! Такие необыкновенные декорации, такой антураж, игра актёров, вот просто погружаешься в эту эпоху, вот настолько это как-то трогает и волнует. В общем, шикарно”. 

– Евгения Боева.

“Замечательно. Наши актёры всегда самые лучшие, наверное, во всём мире. Поэтому я всегда восторгаюсь и всегда хожу с большим удовольствием на наши спектакли. Они лучшие”. 

– Нина Мацнева.

“Играют естественно, очень естественно, как будто по-настоящему. Почти все темы так озвучиваются, что, как бы, они касаются всегда жизни. Это в театре нравится. Единственное, только всегда проблема – билеты трудно достать”. 

– Александр.

Билеты достать трудно, но не сложнее, чем лисе виноград. Не зелен ли этот плод? Свою профессиональную оценку спектаклю мы попросили дать Александру Равенских – она тоже была в числе первых зрителей.  

“Я думаю, что этот виноград – удивительно достойная память Семену Михайловичу, потому что это и драматургия, и спектакль, который содержит в себе космос. Именно такие пьесы искал всю жизнь Лосев. Именно такая пьеса стала его последней мечтой, которая сегодня реально осуществилась на сцене его любимого дома, его любимого театра. И мне кажется, что Аскар Галимов удивительно пронзительно справился с этой трудной задачей. И, действительно, это посвящение, личное слово, своё слово, посвящённое памяти художественного руководителя Старооскольского театра”. 

– Александра Равенских, актриса московского академического театра им.Маяковского.

“Эзоп” стал больше, чем премьерой. Первый спектакль труппы без Мастера. Они справились, не подвели. Играли, кажется, еще свободнее и легче, чем обычно.  

“Когда я увидел на афише “В память о Семене Лосеве”, я такой думал: ой… Ой, а сможем? А достойно ли это будет его памяти? Мне кажется, ну, мне хочется в это верить, потому что мы уже сегодня четвёртый раз играем. Мне кажется, зрителю спектакль понравился. Очень много отзывов в соцсетях, очень много про этот спектакль говорят. Он стал событием в театральной жизни нашего города. И, мне кажется, это такой классный старт немножечко нового. Сейчас так хочется, чтобы в театре выходила удача за удачей. То есть, чтобы промахов не было. Хочется, чтобы всегда было в десятку”. 

– Сергей Скоков, актёр старооскольского театра.

Все 4 премьерных дня вместе со зрителями спектакль смотрел режиссер – Аскар Галимов. Осторожно признает – работа удалась.  

“Спектакль познакомился со зрителем, он стал полноценным, потому что без зрителя спектакль не имеет смысла. Понятно, что никогда нет предела совершенству, но насколько мы душевно стремились к какому-то вот этому внутреннему результату, мне кажется, мы пришли сердечно. Получилось всё, что я люблю, и всё то, чему меня учили в театре. Вот эта свобода того, что приходит режиссёр, он сталкивается с артистом, у них рождается третье. Вот это третье всегда тайна, вот такая загадка. И здорово, что у нас вот такая загадка получилась”. 

– Аскар Галимов, режиссер спектакля “Эзоп”.

Еще одна загадка – новый спектакль. Аскару Галимову уже поступило предложение о постановке следующей работы в нашем театре. Какая именно выбрана пьеса – пока не раскрывается.  

Анна Семенова, Евгений Левошко, Илья Самсонов – 9 канал.