«На Убле-реке, на отводной поляне»: краевед Мария Емельянова презентовала новую книгу

История, этнография, краеведение — в новой книге Марии Емельяновой переплелось всё. Жительница с. Незнамово свои очерки посвятила родному селу. На презентации издания в местном ДК свободных мест почти не было. О безлюдных деревеньках, исчезнувших промыслах, о том, каких сил стоил выпуск издания — в нашем репортаже.

«Ну вот, один раз работала она у полоне у саду. И послышался ей голос родной матушки. Приложила ухо, слышит: мать плаче и зове её. Да как устрепенулась, бедная! И побегла из сада». 

Лет 100 назад такой говор никого бы в Незнамово не удивил — мягкое, южное наречие жителям было привычным. Сегодня тех, кто помнит диалект бабушек и прабабушек, почти и нет. Мария Емельянова торопится записать всё, что ещё держит память односельчан. «На Убле-реке, на отводной поляне» — книга о незнамовской сторонке. Взялась за неё Мария Ивановна лет 10 назад. Долго сомневалась: стоит ли писать? Убедил супруг.  

«Он мне сказал: «Вот скажи, есть ли у нас сегодня в селе человек, у которого было бы столько материалов, столько жизненного опыта и наблюдений среди незнамовцев, как у тебя? Вряд ли такой человек найдётся». Уходят люди. Уносят с собой память. Сегодня среди жителей села нет ни одного человека, кроме меня, который мог что-то рассказать, вспомнить, о щёточном ремесле, о щёточном промысле. А ведь этот промысел кормил чуть ли не полсела нашего на протяжении почти 100 лет». 

— Мария Емельянова, краевед, историк, этнограф, педагог.

Когда мужа не стало, Мария Ивановна думала, уйдёт вслед за ним. 

«Неожиданная смерть Александра Ивановича подкосила меня. Из-под ног ушла почва, померкло небо. Но рядом со мной находилась и находится моя любимая дочь Татьяна Александровна. Она-то и выходила меня. Она удержала, оттащила меня от края пропасти. Она не только помогла мне собраться с силами, но и сама включилась в работу по написанию книги».

— Мария Емельянова, краевед, историк, этнограф, педагог.

Печать книги в 300 экземпляров обошлась примерно в 400 тыс. руб. Частично помогли меценаты, но больше половины суммы вложили Емельяновы. 

«Мой очерк не претендует ни на абсолютную глубину, ни на всеохватность темы. Нет. Я только тешу себя надеждой на то, что он внесёт свой скромный вклад в развитие этой темы».

— Мария Емельянова, краевед, историк, этнограф, педагог.

Называя свой вклад скромным, Мария Ивановна явно скромничает. У краеведов на этот счёт иное мнение. Они называют её талантливой, глубокой и многогранной. Виктор Вербкин обратил внимание, что из 150 тысяч российских сёл, 25 тысяч — обезлюдевшие.

«И сотни каждый год исчезают с лица земли. Не миновала такая участь и наш округ. Совсем недавно с географической карты решением областной думы нашей вычеркнуто село Верхне-Атаманское. В Старом Осколе сегодня 76 сёл, хуторов. И только до сего времени два из них имели отдельную писанную историю. Это с. Роговатое и с. Монаково. И теперь к этому негустому ряду присоединилось с. Незнамово».

— Виктор Вербкин, журналист, краевед.

В этот день в адрес Марии Емельяновой говорили много добрых слов. А Ирина Серянкина пообещала, что управление культуры постарается найти способ, чтобы возместить деньги, которые семья потратила на выпуск издания. Ведь книга теперь — достояние округа.

«Это очень знаковое, весомое событие. Мы сегодня отмечаем выход в свет замечательной книги. Книги истории, книги души. Души незнамовской земли. И всё это благодаря замечательному человеку. От всех культурных жителей — низкий-низкий поклон и слова благодарности».

— Ирина Серянкина, начальник управления культуры Старооскольского городского округа.

Кто был главным героем на этом литературном празднике, сказать сложно. То ли вышедшая книга, то ли её автор. А может, само Незнамово. Теперь все они окольцованы Ублей-рекой и отводной поляной.

«Повторяю я вновь тебе заново, возвращайся скорее в Незнамово. Собирайся недолго, решай, решай. Приезжай, навсегда, приезжай».

Лариса Ульяненко, Павел Казакевич, Илья Самсонов — 9 канал.