Полвека в профессии: Жанна Сушко 50 лет знакомит детей с основами музыкальной грамотности

Тысячи старооскольцев прошли через её класс. Главное, чему учит талантливый педагог — любви. Не только к музыке, но к людям и жизни. 

«Ничь така мисячна, ничь така ясная, выдно, хоть голки сбырай».

Петь, признается Жанна Геннадьевна Сушко, сейчас случается нечасто. А полвека назад, когда только пришла в профессию, без этого не обходился почти ни один день. Многодетная мама успевала и дома, и на работе, и в комсомольской организации. Первое пианино ей прислал дедушка, поездом с Украины. Уроженка Полтавы, в 6 лет с родителями переехала в Воронеж. После школы закончила Белгородское музучилище и больше с музыкой не расставалась. 

«Директор очень хотел, чтобы я работала в Белгородской области, но я даже не знала, что это так и окажется. Когда я поступала, он говорил: вы будете работать в Белгородской области. Но вначале в Воронеже работала, а потом действительно оказалась в Белгородской области. Вот как начала я в 17 лет, и вот сейчас до 67 лет я только занимаюсь музыкально теоретическими предметам».

— Жанна Сушко, преподаватель детской музыкальной школы №5.

В 1985-м вместе с мужем приехала в Старый Оскол. Здесь появились на свет двое дочерей и сын. Разные были времена: перестройка, безденежье 90-х… Но мысли сменить работу не посещали никогда, признается Жанна Геннадьевна. 

«Очень было сложно. Иногда зарплату вовремя не давали, мы даже не знали, какого числа мы получим, но настолько энтузиазм был у молодых специалистов, мы-то молоды были. Тяжелое было время, и в магазинах было нечего купить, но мы на энтузиазме работали. И детей готовили к конкурсам, ездили в Белгород на соревнования, то есть энтузиазм был. У нас из коллектива никто не ушел».

— Жанна Сушко, преподаватель детской музыкальной школы №5.

Дети росли на работе — возможно, поэтому, когда пришло время определяться с профессией, дочери Екатерина и Елизавета, не раздумывая, выбрали делом жизни музыку. 

«Вокруг коллеги, это мы все наблюдали, как идут уроки. Мы могли посмотреть на её занятия с другими детьми, мы могли пообщаться с будущими, получается, уже коллегами. Потому что те преподаватели, которые были, когда я была маленькой, училась, они до сих пор работают. Мы уже, получается, стали коллегами. Это очень интересно вспоминать, как это все происходило. Вы знаете, мы как-то не чувствовали отсутствия мамы. Потому что мы с ней все время находились вот в таком каком-то творческом процессе. Поэтому я и захотела быть теоретиком, потому что музыка — это что-то удивительное. Она наполняет душу каким-то светом, радостью, без музыки жить очень трудно. Поэтому мне очень хотелось, чтобы в моем мире жила музыка».

— Екатерина Золотарева, заведующая техническим отделением детской школы искусств №5.

Но музыка, это еще и труд — ежедневный, усердный. Именно эти качества и передала детям Жанна Геннадьевна. Мама и по сей день их главный учитель.

«В любой профессии нужно трудиться. Стремиться быть упорным. И эти качества они отзывались в нас с самого детства. Потому что те, кто занимается музыкой, знает, сколько нужно проявить трудолюбия, упорства, чтоб достичь каких-то результатов в любой сфере и пианистической, и исполнительской, на любом инструменте, и теоретической. Это большой труд. У нас совпало так, что и по профессии мама нам помогает, подсказывает, она наш главный консультант, советчик. И в то же время, конечно, она наша опора. Если нужно что-то помочь, даже просто по житейским вопросам, то, конечно, мы всегда обращаемся, в первую очередь, к маме».

— Елизавета Бочарова, преподаватель детской музыкальной школы №5. 

Сегодня мама и дочки работают в одном коллективе, руководит которым тоже ученица Жанны Геннадьевны — Елена Степанова. 

«Жанна Геннадьевна не была строгой учительницей, я помню. Наоборот, мы учились вместе с ее детьми, это была такая очень теплая атмосфера, семейная, можно сказать. Мы дружили семьями, ходили друг к другу в гости. Ходили вместе фотографироваться, отмечали праздники. И по-настоящему была такая дружная, большая творческая семья. И это очень ценно. Это самые такие теплые и яркие воспоминания из детства. Помню каждый урок, на самом деле. Та любовь, которую она нам прививала, живет в нас сейчас по сей день». 

— Елена Степанова, директор детской музыкальной школы №5.

На вопрос, что важнее любовь к музыке или любовь к детям, Жанна Геннадьевна отвечает, не раздумывая. 

«Важнее всего — любовь к детям. Если педагог любит своих детей, и они ему отвечают тем же, то он старается найти подход к каждому ребёнку, он постоянно находится в поиске, он постоянно совершенствуется. Вот ребёнок идёт дальше, педагог старается не оставаться на месте, смотрит новые приемы какие-то, новые течения в образовании музыкальном. Они вместе идут вперёд. Всё дальше и дальше. Если просто любить музыку и не любить детей, это совсем другой вариант, получается, что педагог сам развивается, а дети остаются на месте. Всё-таки любовь к детям прежде всего».

— Жанна Сушко, преподаватель детской музыкальной школы №5.

За полвека через классы Жанны Геннадьевны прошли тысячи учеников. Далеко не все стали музыкантами, но почти каждый живет с музыкой в душе. А потому в праздничный день поздравления любимому преподавателю летели из многих городов России. 

Сегодня музыкальную династию продолжают уже старшие внуки — Соня и Дима. Берут свои первые награды на музыкальных конкурсах и о другой профессии не мечтают. 

«В детстве у нас был такой маленький аккордеончик, «полторашка» назывался. Папа как-то сел за него играть, и мне прям понравилось. Я у него попросился, тогда он меня отвёл в 5-ю музыкальную школу. — А мечта какая, связанная с музыкой? — Поступить в университет, учиться и хороший аккордеон, самое главное. Ну и талант».

— Дмитрий Бочаров.

Талантом эта семья не обделена. А, значит, музыка здесь будет звучать всегда. От любимых Рахманинова и Чайковского до душевных застольных песен. 

Анна Семенова, Лариса Ульяненко, Евгений Левошко, Павел Казакевич, Илья Самсонов — 9 канал.