Размышления о прошлом, настоящем и будущем: в «Были» — смена экспозиций

Размышления о прошлом, настоящем и будущем. Попытка взглянуть на себя со стороны. Контраст природного начала и техногенного конца. В центре современного искусства «Быль» — смена экспозиций. На открытии новых выставок побывала Анастасия Иконникова.

В «Были» открыли сразу 3 новых выставки. Одна из которых появилась стихийно, всего за одну ночь. Работы молодой художницы Елизаветы Коломиец украсили колонны. «Черная роза эмблема печали» — про поиск идентичности. Работы разных лет. Чтобы найти себя, необходимо отбросить мусор. Но порой так случается, что он настолько глубоко проникает в сознание, что становится частью психики. 7 картин экспонированы линейно, но дополнены деталями. Стрейч-пленка, изолента, свет. Все это делает выставку объемной, яркой, привлекает внимание и вызывает зрителя на диалог.

«Мне не кажется, что современный художник должен хотеть что-то сказать. Наверное, мне часто хочется что-то сказать. Но современный мир сложный, вызывает больше вопросов. Есть желание, чтобы работа, выставка, спектакль, чтобы это ни было, произведение искусства, становилось событием и возможностью диалога, чтобы мы разговаривали. Я так чувствую. Но не знаю. Может вы знаете? А как вы думаете?»

— Елизавета Коломиец, художница.

Большую часть второго этажа занимает кураторский проект Софьи Орешкиной «Телепортируйся в будущее, почувствуй мороз на моей коже». 6 участников. Несколько реальностей. Из Железногорского центра современного искусства в Старый Оскол выставка приехала с несколькими дополнениями. Видеоарт, стихи местных авторов в формате аудиоинсталяции, истории о городе и его возможном будущем, написанные нейросетью.

«В принципе, полезно показывать в Старом Осколе разный вид современного искусства. Что в этой выставке примечательно — здесь собрано очень много медиумов. И фотография, и нейросети. Кстати, нейросети — это уникально, что мы использовали в выставочном процессе нейросети, искусственный интеллект. Я не слышала о таких выставках, что где-то было это использовано».

— Софья Орешкина, куратор выставки.

Совместное творчество художников Белгорода, Москвы и Железногорска отправляет зрителей в путешествие во времени. Здесь и сельские дискотеки прошлого, и городской футуризм будущего. Взгляд на «планету Железяку» через призму современного восприятия.

«Мне нравится творческий проект Сони Орешкиной, потому что он действительно осмысленный. Потому что это попытка увидеть наше будущее. Будущее Старого Оскола и Железногорска. Мы все-таки металлургические города. Когда эти города только появлялись им пророчили самое разное будущее. В том числе и те архитекторы, которые их проектировали. Сегодня молодые авторы тоже задумываются и есть разница в видении этого будущего».

— Наталья Шуликова.

На первом этаже персональная выставка Анастасии Савицких «Та еще история». Муж белгородской художницы — поэт, что явно прослеживается в ее работах. Творческий симбиоз супругов стирает грани между миром слов, образов и реальностью. Из общей гаммы выбивается «черное зеркало», в котором каждый видит свое. Пленка, акрил, маркер и предложение посмотреть на себя. Многие зрители с открытием новых проектов отметили рост команды «Были».

«Наш ЦСИ «Быль» развивается, новые экспозиции сейчас, а их несколько. Они говорят о том, что здесь ведется работа и уже продуманно строятся экспозиции. Нынешняя выставка окутана флером загадочности и действительно есть, над чем подумать, когда смотришь на эти работы. Не на все, но в большей своей части».

— Ирина Шаповалова, старший научный сотрудник художественного музея.

Увидеть новые экспозиции можно в Центре современного искусства «Быль» во все дни кроме понедельника.

Анастасия Иконникова, Павел Казакевич, Симон Гречишников — 9 канал.