Рубрика “80 раритетов”: похоронки, письма, агитки

Продолжаем рубрику “80 раритетов”, посвященную годовщине Великой Победы. В этом выпуске расскажем еще о нескольких предметах времен оккупации Старого Оскола. Часть из них обнаружена еще в 43-м – сразу после освобождения края от фашистов. А несколько документов поступили в распоряжение краеведов не так давно. В том числе, и с аукциона, в котором участвовал наш земляк. 

Немецкую похоронку краеведческому музею передал местный коллекционер. Он приобрёл её на одном из интернет-аукционов. Извещение особенно интересно датой и обстоятельствами гибели солдата Вермахта – за 2 дня до окончания фашистской оккупации на Старооскольской земле.    

“Это документ очень информативный. Он рассказывает о том, что немецкий солдат здесь погиб 3 февраля 1943 года. На немецком языке, но можно прочитать, что речь идёт о ефрейторе Франце Багенбурге, который родился в городке Шмёльн в восточной части Германии и погиб здесь в возрасте 28 лет. То есть он нашел здесь свой бесславный конец”. 

– Елена Андрусенко, заместитель директора краеведческого музея по научной работе. 

Этот экспонат в коллекции музея – единственный. Документов, подтверждающих факты зверства фашистов в Старом Осколе, в разы больше. Часть обнаружили в неотправленных письмах гитлеровцев, когда Красная Армия освободила город. В конвертах вместе с поздравлениями для близких были и страшные фото. 

“Ведь у нас фотографии, которые находятся в экспозиции, это копии подлинных фотографий, которые находились здесь, в конвертах в то время, как была немецкая почта, то, что они не успели отправить. В том числе и сцены расстрела, казни местных граждан. И тут же вот такие напечатанные типографским способом открыточки, листовочки с христианской тематикой. Как у людей в голове это сочеталось, очень сложно себе представить”. 

– Елена Андрусенко, заместитель директора краеведческого музея по научной работе. 

Гитлеровская пропаганда активно формировала фальшивую реальность. Подтверждение тому – вот эти экспонаты. В музее они попали спустя 8 десятилетий. Житель нашего округа нашел немецкие агитки между страниц старого журнала и принес их на хранение. 

“На лицевой стороне обычно какая-то такая информация, которая показывает гуманное отношение к жителям. Например, на документах, которые в нашей коллекции, отражено, как немецкие врачи оказывают помощь военнопленным. Хотя на самом деле, конечно, это не соответствовало действительности. Рассказывали местные жители, что, конечно, никакого гуманного отношения к себе они не видели”. 

– Елена Андрусенко, заместитель директора краеведческого музея по научной работе. 

Не видели, но верили – оккупация не вечная. И всеми силами стремились выжить. Об этом история семьи старооскольцев Янковских. Когда каратели пытали супруга за помощь партизанам, жена неустанно просила его освободить. Этот клочок желтой бумаги с оборванными краями – то самое долгожданное разрешение немецкой комендатуры об освобождении из городской тюрьмы. Янковского отпустили, будучи уверенными, что он всё равно умрет. Но жена его выходила, мужчина прожил еще несколько лет после Великой Отечественной.  

“И один из охранников потом шепнул жене: ну сходи к коменданту, попроси, чтобы его отпустили, он хоть умрет дома. Он уже был в таком состоянии, что уже не представлялось возможным, что человек выживет. И она бросилась в ноги: “разрешите забрать мне мужа”. И дали разрешение, потому что думали, что человек не выживет. И вот этот фрагмент бумаги – это как раз то самое разрешение на то, чтобы отпустить Янковского из-за застенок тюремных. Его жена выходила. У нас сохранилась фотография 1946 года, на которой измождённый человек, но уже с такими ожившими глазами предстаёт. Это вот судьба, трагедия целой семьи вот в таком обрывке бумаги, который мы теперь храним бережно, как документ, рассказывающий вот такую трогательную историю”. 

– Елена Андрусенко, заместитель директора краеведческого музея по научной работе. 

Для краеведов важна любая деталь. Музейщики благодарны людям, что доверяют им семейные реликвии. Здесь принимают документы, фотографии, различные уникальные предметы времён Великой Отечественной.   

“Когда смотришь личные документы, вот в последнее время особенно личные документы, когда читаешь воспоминания, дневники, вот такие документы, которые касаются судеб отдельных людей, вот ты понимаешь эту глубину трагедии, войны, что война — это самое страшное изобретение человечества”. 

– Елена Андрусенко, заместитель директора краеведческого музея по научной работе. 

Елена Чурилова, Александр Саввин, Елизавета Ачкасова – 9 телеканал.