Шагнувшие в вечность воины оделись в бронзу

Медный… воин. В Валуйском округе, при поддержке фонда «Поколение» Андрея Скоча, обновили сразу два памятника освободителям. Скульптуры солдат на братских могилах в сёлах Солоти и Селиваново, сделанные из бетона, перевели в более долговечный материал — медь.

В селе Солоти Валуйского округа в этой братской могиле захоронено 20 освободителей, известны имена лишь четверых, рядом стена памяти с именами погибших на фронтах земляков. Этот памятник скорбящего воина тут установили 61-год назад. С тех пор весь комплекс — важное место для жителей, а воин — больше чем просто скульптура: называют его здесь не иначе, как «наш солдат».

Это как наш символ, наш защитник. Конечно, мы только рады тому, я и просила тоже скульптора, чтобы оставили это первозданным. И я считаю, это замечательно просто. Потому что мы к нему привыкли. Он нам уже как родной.

— Валентина Дронова, глава Солотянской территориальной администрации


Перевести в более долговечный материал – значит, создать точную копию памятника. То есть это тот же самый мемориал, просто ему продлили жизнь. Автор работы — белгородский скульптор Анатолий Шишков, а финансовую поддержку валуйским селам оказал фонд «Поколение» Андрея Скоча.

Это сложная работа. Чисто производственная работа, для которой надо и творчески, и надо владеть смежными профессиями. Быть и сварщиком, и лекальщиком, и бетонщиком, и формовщиком.То есть, все виды искусства -таких творческих скульптурных, входят в этот диапазон, так сказать, спецификаций этого производства — перевода памятника в твердый материал. На долгие лета, лет на 100 еще, дай Бог.

— Анатолий Шишков, заслуженный художник РФ, скульптор (Белгород)


А теперь мы в селе Селиваново. Здесь тоже медный воин вот-вот поднимется на свой постамент, а пока у нас есть возможность его поближе рассмотреть и даже прикоснуться.
Автор сравнивает свою работу с шитьем одежды. Со старой скульптуры были сняты лекала и перенесены на металл, в местах соединения видны швы.
Здесь захоронено 30 человек освободителей, погибших в боях за село в 43-ем, также на стене памяти 317 имен погибших на войне селивановцев. Застывшему в бетоне воину, как и его «брату» из соседнего села, было 60 лет.

Я отсюда родом. Я родился немножко позже, чем его установили, я учился в этой школе, как раз мы ходили по-за этим памятником, для меня это очень трогательно. Это центр села, нам она очень дорога эта скульптура.

— Виктор Касенков, глава Селивановской территориальной администрации

В нынешнем году 9-го мая к этим мемориалам не придет привычно многочисленный бессмертный полк. Однако жители сел уверены, все невзгоды временные, и эти медные воины дождутся гостей у подножья.