Сладкая жизнь: пчеловоды подводят итоги сезона

Пчеловоды в августе подводят итоги урожая, а пчелы готовятся к зимовке. Янтарным лакомством славится старооскольская Шаталовка. Пасечников там больше, чем в любом другом селе нашей территории.

Семья Алексея и Тамары Коршиковых — потомственные пчеловоды. Рука об руку супруги Коршиковы идут уже полвека. Поженились в марте 73-го и с тех пор не расставались. Куда муж, туда и жена. Вместе воспитали двоих детей. Вместе взяли на себя обязательство возродить пасеку, которая осталась в наследство от отца. Тогда осталось в живых было всего 8 пчелосемей.  

«Я ж с ними помогал. Я знаю, как все делать, и я начал поднимать пасеку. За год сделал 16». 

— Алексей Коршиков.

16 пчелосемей, 20, 60. Приходилось трудно. Алексей признается, что в какой-то момент будто заново влюбился в жену, видя, как бесстрашно и не жалея себя, она взялась за новое для нее дело. Бывало, что пчелы даже нападали на свою новую хозяйку. 

«Взяла дымарь да пошла. Она дымит стоит, дымит, помогает. Носим эти ящики. Вот выберем верх и ставим. Страха особого не было. Чтобы она боялась — такого не было. Тяжело было. Мы накачивали по 2 тонны меда за лето. Был сбыт — в Острогожск возили, сдавали. Детям с квартирами помогали». 

— Алексей и Тамара Коршиковы.

В тяжелые 90-е янтарное лакомство стало отличным подспорьем, помогло выучить и устроить детей. Также мед помогал предкам и в голодные годы Великой Отечественной войны. Его урожайность тогда значительно выросла, ведь поля не обрабатывались, а зарастали медоносными растениями. 

«Бабушка рассказывала, у них в войну была проблема с посудой — некуда был сливать мед. Потому что пчелы нанашивали. Были у них вот такие полурамки. Они их нанашивали и все. Холстики сгрызали.Это сейчас холстики пошел — купил, а тогда — где было брать?» 

— Алексей Коршиков.

Вместо ульев зачастую были дуплянки, выбитые в стволах деревьев. А гнали мед из сот вручную. Это сейчас медогонка — компьютеризирована и делает все сама. 

«Здесь компьютер, ставлю обороты любые, какие мне надо. Если мед крутой — я ставлю малые обороты, тихо, чтобы не выдавливала рамки. Эта медагонка в основном не выдавливает». 

— Алексей Коршиков.

Для более жидкого меда — обороты выше. Каждый урожай особенный и может быть разным по вкусу, цвету и запаху. Пчелки трудятся все лето. Летают по округе в радиусе трех километров, делая вкусное лакомство. На Шаталовской сельской территории достаточно цветочных лугов. Из полутора тысяч человек населения, 25 держат пасеки, 12 имеют паспорта пчеловодов. 

«Шаталовский мед — самый лучший, самый полезный. Наши пчеловоды не пользуются никакими дополнительными средствами для обогащения меда. Каждая семья, которая имеет пчел, в первую очередь, держит это для себя, для удовольствия и, если есть небольшой избыток меда, тогда они их реализовывают. Сами понимаете, когда мы делаем что-то для себя — мы стараемся сделать все самое лучшее». 

— Татьяна Бородина, начальник управления Шаталовской сельской территории. 

Сейчас пчеловодство переживает не лучшие времена, сокращается количество пасек, уходят на пенсию пчеловоды. Молодежь не сильно стремится в деревни, а значит передавать дела особо некому. Так может оборваться и почти вековая история пчеловодов Коршиковых.  

«А что поделаешь… Обидно. Внуки не хотят, конечно. Пасека умрет с нами. Они ж не поедут сюда к пчелам. Никто не поедет. Конечно…»

— Алексей и Тамара Коршиковы.

Анастасия Иконникова, Евгений Левошко, Симон Гречишников — 9 канал.