«Собака бывает кусачей»: в СГМПО КХ ежедневно поступают заявки на отлов уличных животных

По самым приблизительным подсчётам, в Старом Осколе около 1500 бездомных собак. Каждый день в СГМПО КХ поступают заявки на отлов уличных животных. Треть из них касается чипированных и неагрессивных дворняг. Как работает чат-бот по приёму заявок от жителей — в нашем сюжете.   

Быть или не быть? Этот гамлетовский вопрос касается и судьбы бездомных животных. Одни старооскольцы считают: улицы нужно полностью очистить от бродяжек. Другие уверены: у каждого должно быть место под солнцем. Другое дело, четвероногие в идеале должны быть безопасны. Многие собаки в Осколе стараниями волонтёров чипированы, стерилизованы, привиты и неагрессивны. Однако треть заявок на отлов в СГМПО КХ приходит именно на них.

«Причём, причина чаще всего, не агрессия, а, допустим, ночной лай мешает. Может быть, люди ещё недостаточно знакомы с законодательством. Хотя мы стараемся, объясняем. Объясняем, что животные биркованные, они по закону живут на улице. «Убирайте их любыми средствами! Они нам здесь не нужны». Обычно люди указывают агрессивное поведение, но зачастую это не так. Просто, наверное, мешает их присутствие. Мы на заявки в любом случае реагируем, выезжаем, но обычно животные ведут себя абсолютно спокойно. То есть никакой агрессии не проявляют». 

— Оксана Золотых, инженер ПТО СГМПО КХ.

Чат-бот по приёму заявок на предприятии появился в начале мая. До этого всё было в ручном режиме. За месяц поступило более 80 обращений. В том числе, ночью.

«Специалисты нашего отдела обрабатывают заявки и передают в службу отлова буквально в день поступления. Когда запустили в работу чат-бот, первые дни поступало большое количество заявок. Буквально за 3 дня поступило 17 обращений. С момента запуска чат-бота на кошек не поступило ни одной заявки. Заявка формируется из нескольких сообщений. В заявке человек описывает животное, которое он желает, чтобы служба отловила. То есть идёт описательная часть. Ну и оставляет свои контакты. Нам, конечно, это удобно для связи с заявителем». 

— Оксана Золотых, инженер ПТО СГМПО КХ.

Если обращение поступило в первой половине дня, СГМПО КХ реагирует в этот же день или на следующий. Но, поскольку животные не сидят на месте и не ждут, когда за ними примчатся, чтобы отправить в собачий приют, службе отлова приходится выезжать по несколько раз. СГМПО КХ не только отлавливает собак, но и пристраивает их.

«Мы же проводим ещё выставки-раздачи, кроме всего прочего. Дело в том, что собака жила на улице. Да, пусть она прикормлена, но она жила на улице. Когда человек берёт её домой, он думает, что она будет себя вести исключительно, как домашнее животное. Когда он сталкивается с трудностями, бывают такие случаи, когда люди отказываются от собаки. То есть они её сегодня взяли, она у них побыла 2-3 дня и нам её привезли назад». 

Выставляют за дверь и породистых. Хотя сейчас, по словам Оксаны Золотых, домашних собак на улицах мало. В основном оскольчане не уживаются с активными ездовыми хаски, мода на которых пришла лет 10 назад. 

«Почему-то очень много хаски. Ну вот они избавляются, просто выгоняя на улицу. На хаски, действительно, очень много было заявок. И было много отловленных. Но забирают их из приюта тоже». 

Бездомными животными занимаются не только оскольские коммунальщики, но и ветеринары. Из пункта передержки собаки попадают к айболитам.

«Мы участвует в программе ОСВВ — отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск. Непосредственно наша задача — это вакцинация. После карантина, вакцинации против бешенства проводим стерилизацию животных и наблюдение в течение 10 дней. Социализированных, социальных собак, неагрессивных выпускают на место, откуда их взяли. Для того, чтобы не появлялось бездомное, беспризорное потомство».

— Людмила Николова, заведующая старооскольской городской участковой ветеринарной лечебницей.

Такие социализированные собаки с одной стороны, не пускают на свою территорию чужих псов, а с другой — не размножаются. Именно такой метод, а не истребление животных, считается сегодня наиболее эффективным.

Лариса Ульяненко, Павел Казакевич, Симон Гречишников — 9 канал.