“Спектакль на ладони”: в старооскольском театре открылась выставка художника Татьяны Сопиной
История спектаклей в эскизах и макетах – в старооскольском театре открыта выставка работ Татьяны Сопиной – заведующей художественно-постановочной частью. Как художник помогает режиссеру воплотить самые смелые сценические решения, и почему каждая премьера сродни появлению на свет ребенка, в нашем следующем материале.
В холле театра словно в сказочной стране – кажется, дотронься, и сцена оживет: из боковых кулис выйдут актеры и начнется действие на всех площадках сразу. На выставке представлены эскизы и макеты 30 спектаклей. Прежде, чем зритель увидит постановку, ей предстоит долгий путь. От замысла, рисунка, создания декораций до поднятия занавеса могут пройти годы, а может и всего несколько месяцев. Процесс напоминает рождение ребенка. И не все роды даются легко, чаще – в муках, признается Татьяна Сопина.
“Тяжелые были макеты “Заморыша”, потому что я их раз пять переделывала, чтобы первый акт и второй соединились, потому что второй, это там уже Кама, это гидроэлектростанция, от которой я делала летающие металлические конструкции, как крылышками замахали в финале. А Семен Михайлович говорит: а как это будет в первом акте играть, потому что там просто поселок городского типа? Из любимых, да я вот на каждую посмотрю, мне так вот “Триумфальную арку” очень люблю”.
– Татьяна Сопина, зав. постановочной частью старооскольского театра.
С особой любовью Татьяна Сопина говорит и о первом большом спектакле на новой сцене – “Царь Федор Иоаннович” овладел умами режиссера и сценографа задолго до окончания ремонта театра. Задумка, воплощенная специально для этой постановки, стала выдающейся особенностью старооскольского храма искусства.
“Когда ремонт шёл, мы договорились со строителями, что сделаем рабочую галерею на высоте 3 метра. Такого в театрах нет. А мы сделали специально, потому что там ходит хор. Это вот, я считаю, изюминкой нашего театра точно”.
– Татьяна Сопина, зав. постановочной частью старооскольского театра.
Татьяна Сопина уже четверть века творит настоящие чудеса. При весьма ограниченном бюджете умудряется создавать декорации, не уступающие столичным. Минимум предметов и максимум трансформаций. Волшебницей называл ее и Семен Михайлович Лосев. Вместе они поставили 37 спектаклей! К слову, богатого воображения для работы художника-декоратора недостаточно. Придумать мало, главное – воплотить.
“Я стараюсь находить вообще компромисс, всё-таки слушать режиссёра больше, потому что можно придумать всё, что угодно. Но я ещё и, поскольку зав. постановочной частью, я из реальности, можно придумать, там, полетела качель сверху, снизу, ещё что-то, а физически это мы не сделаем. То есть фантазия абсолютно может играть как хорошую роль, так и плохую. Режиссер дает тебе прочесть материал, он ничего не навязывает, как с Семеном Михайловичем работали. “Танечка, прочтите”. Я читаю, и вот какие у меня впечатления. Прочитала “Вы чьё, старичьё” – до слёз. Ну и прям привиделось дырявая фактура – свод с дырками. И вот мы с ним стали обсуждать. Он мне первый сказал: о, свод мне нравится. А дальше там вот задники в дырках, вот это алмазное небо”.
– Татьяна Сопина, зав. постановочной частью старооскольского театра.
Узнав, что знаменитый Михаил Зощенко в голодные годы Гражданской войны, чтобы выжить, вырезал и продавал обувные стельки, Татьяна Сопина придумала для спектакля о нем целую войлочную историю. Идея с грузовиком для “Судьбы человека” возникла из воспоминаний о родном дедушке-фронтовике – водителе полуторки. Борт легендарной машины стал не просто элементом декораций – еще одним героем. История и литература, физика и математика – художник-оформитель должен обладать познаниями в самых разных областях. Пришлось даже освоить сварку металлов – сложную наклонную конструкцию для постановки “Женитьба Бальзаминова” Татьяна делала вместе с мужем – актером Дмитрием Горбовским.
“Артисты учились передвигаться, и уборщицы, которые это тоже моют, передвигаются хорошо – в резиновых тапочках удобнее. И причём мне все говорят: не, ну там невозможно, 45 градусов. Я говорю: ребята, это не 40, это 24 градуса. Я всё высчитала, это точно 24 градуса. У меня есть там и фотографии – я в сварочном костюме, Дмитрий Анатольевич на сварке – мы вот эту всю конструкцию внизу сварили вдвоём”.
– Татьяна Сопина, зав. постановочной частью старооскольского театра.
Создать вселенную спектакля – задача со звездочкой. Настоящая магия. Придумать, перенести на бумагу, соорудить макет и потом из бумаги и клея, проволоки и металла, дерева и фольги, поролона и пенопласта, создать уникальные декорации, глядя на которые, зритель верит.
“Вот как рождается макет? Я не знаю. То есть мы о чём-то поговорили, а на следующий раз, например, Таня мне уже показывает какие-то варианты. То есть она уже что-то склеила, сделала. Это, конечно, удивительно. В этот момент приходишь и сразу радуешься, что это уже материализуется. Вот как работает эта вот конструкция, она же опускается? Вот это поднимается, но оно вращается. Мы её крутим, мы понимаем, что здесь будет вот так, здесь будет вот так. Мы можем этот макет развернуть, посмотреть, как он работает в пространстве, во времени. Всё. То есть ты понимаешь, что у тебя весь спектакль на ладони. Макет – это спектакль на ладони”.
– Геннадий Дегтяренко, режиссер старооскольского театра.
В Старый Оскол Татьяна Сопина приехала из Севастополя в 2000 году со спектаклем “Стойкий оловянный солдатик”. Как и все остальные в той труппе, Татьяна тоже универсальный солдат – актриса, художник, сценограф. В юности могла бы сделать спортивную карьеру, но по настоянию родителей окончила Севастопольский приборостроительный институт. Врожденный талант художника во время учебы помогал мастерски справляться с тысячами чертежей. Однажды судьба привела в театр. И в этих декорациях захотелось остаться.
“Мне нравится очень наше дело, то, что мы делаем, поскольку каждый спектакль индивидуальный. Фактура, идея, от чего к чему. Это так интересно, что не хочется больше ничем вообще заниматься”.
Есть у Татьяны Сопиной и опыт художника-костюмера – наряды для спектакля “Огниво” получились яркими, сочными. Хотя ее любимый цвет – серый. Это не скучно, уверяет Татьяна. В лучах театральных рамп он становится красным, зеленым, синим. Как и ее работа – любому повествованию придает особую выразительность. До мелочей продуманные декорации мизансцен меняются подобно картинкам на киноэкране. А кабинет главного художника театра таит еще множество творческих находок – они просто ждут своего часа. Возможно, некоторые из них мы увидим на следующей выставке “От эскиза до спектакля”.
Анна Семенова, Александр Саввин, Илья Самсонов – 9 канал.