Старооскольская остановка вошла в топ самых необычных остановок советских времен
Канадский фотограф и путешественник Кристофер Хервиг посвятил самым необычным остановкам советских времен целую фотокнигу. Остановка напротив завода АТЭ, по мнению канадца, наиболее ярко отражает советское прошлое.
Кристофер Хервиг проделал огромный путь сквозь бывшие Советские республики, чтобы запечатлеть уникальные в своем новаторстве, а где-то и в безумии, сооружения — автобусные остановки. Эпичные, с претензией на гениальность — в республиках Средней Азии и Кавказа. Причудливые, откровенно странные — в Прибалтике. Фотограф признается, что ни в одной другой стране не встречал такого разнообразия и почти личностного подхода к каждому строению. Сегодня автобусные остановки в большинстве своем выполняют практическую функцию, а тогда это были арт-объекты. Среди шедевров советской архитектуры — бывшая ведомственная остановка завода АТЭ.
«В 85-ом году прошлого века эту остановку построил завод Автотракторного электрооборудования по проекту нашего заводского художника Василия Колесникова. И до сих пор эта остановка является нашей гордостью. Это частица истории нашего завода, частица истории нашего города. А свою историю необходимо помнить и чтить. Тем более что эта остановка, она нейтральная, так скажем. Здесь нет какого-то советского сюрреализма, нельзя его упрекнуть в том или ином направлении», — отметил Андрей Ефимов, заместитель начальника центральной заводской лаборатории АО «СОАТЭ», депутат Старооскольского Совета депутатов.
Василий Колесников больше 20 лет отработал главным художником на заводе АТЭ. Искра — это символ завода, рассказывает он:
«На заводе АТЭ был такой значок, фирменный значок, он похожий на эту остановку. Это был нагрудный знак. Это искра, у нас даже цех назывался Искра. И вот от слова искра, это как раз изображение искры, молнии. Изображение вот этого значка и легло в основу вот этой остановки».
Эта остановка достаточно необычна, полет мысли художника сквозь унылые, в основном, тенденции советской архитектуры. Руководству завода АТЭ проект сразу пришелся по душе.
«Анатолий Михайлович, он такой волевой был человек, решение принимал сразу. Я ему изготовил несколько, это обязательно было три, а то и пять эскизов, ну а потом он выбирал, а еще на заводе был худсовет такой маленький. Мой эскиз был выбран для изготовления вот этой остановки», — поделился Василий Колесников.
Заводчане и сегодня довольны своей остановкой. Она им дороже и роднее любого современного остановочного комплекса.
Есть в нашем городе и типичные, кое-где совсем угрюмые приветы из советского прошлого, давно требующие замены. Внутри таких конструкций не спрятаться от дождя и ветра. Есть, конечно, и те, что поддерживаются в порядке. Такие придорожные павильоны давно уже стали символами города, считают в управлении архитектуры.
«У нас сохранились остановочные навесы раннего времени. Они самобытные, они хорошо вписываются в архитектуру города, органично очень вписываются в существующую застройку, несут в себе элементы истории города», — отметила Елена Новак, начальник отдела по контролю за градостроительной деятельностью Управления архитектуры и градостроительства.
В Старом Осколе массовая замена остановок прошла в 2009 году. 80% обветшалых конструкций заменили на павильоны с торговыми точками. С одной стороны удобно — всё под рукой, и кофе, и шоколад. С другой — город обезличен. Подобные остановки можно встретить в любом уголке России. Канадский фотограф Кристофер Хервиг потратил на создание двух томов фотокниги« около 12 лет. “Большинство из этих остановок скоро исчезнут, говорит он. Их нужно сохранить, о них нужно помнить, — уверен канадец. — Я собрал огромное количество фотографий советских остановок, и я надеюсь, это поможет в какой-то мере обессмертить этот уникальный феномен”.