Связанные одной сетью

Оскольчанки Анастасия Бородина и Анжела Рудая организовали мастерскую по изготовлению маскировочных сетей. Инициатива связала тех, кто в тылу, с бойцами в зоне спецоперации. Теперь здесь делают еще и блиндажные свечи, отправляют «за ленточку» необходимые в зимних окопах вещи. В местной группе «Своих не бросим» уже около полутора тысяч человек. Каждый уделяет столько сил, сколько может. Одни приходят на час, другие на целый день. Смотрите наш специальный репортаж. 

«Ну, вот так ребята и прячутся, в принципе. Сети большие, тяжелые, накрываем технику, окопы. Вот эта пойдет на технику в Калининградский полк».

Анастасия Бородина и Анжела Рудая с первых дней СВО начали активную работу в тылу. Сперва собирали продукты, вещи. Узнав о нехватке маскировочных сетей, научились плести такое покрытие. Сегодня производят едва ли не в промышленных масштабах. 

«Рыболовная сеть, которая продается по весу. Народ активно скидывается средствами, скажем так, на которые мы закупаем её по весу мешками. Потом уже кидаем клич, несут ткани, каких расцветок нет — докупаем. Все общими усилиями, вот люди приходят — делают. Старооскольцы все прямо подхватились, молодцы, не каждый может помочь финансово, но любая тряпка у каждого есть дома, и она идёт в дело».

— Анастасия Бородина, волонтёр.

В помещении, предоставленном администрацией округа, ежедневно собираются десятки женщин. Одни приносят ткани, другие нарезают лоскутки, третьи плетут.

«Маскировочные сети скрывают боевую технику и укрытия бойцов. Их делают из обычной рыболовной сетки, куда вплетают полоски ткани разного цвета — в зависимости от времени года. Оскольчанки уже сплели 2113 кв.м маскировочных сетей — 2 км жизни и спасения».

Белоснежную зимнюю сетку мастерицы называют «свадебным платьем». Станок размером 2 на 3 метра — оплетают в среднем за день, 6 на 12 делают три дня.

«Ничего сложного здесь нет. Завязываем, затягиваем узелочек, чтоб не развязался, и вот так перетягиваем, чтобы был промежуточек, чтобы если зацепилось за веточку, не тянуло всю сетку».

Пустоты заполняют узелками из лент — чем больше, тем плотнее сетка, тем надежней камуфляж. 

«Для больших машин, для очень больших. Они еще связывают совместно и где-то растягивают. Вот таких вот 5, а сейчас заказ на 15. Там вообще размер 15 на 15. Даже не знаю, как называется эта техника, но что-то из последнего, сказали — новейшее».

— Анжела Рудая, волонтёр.

Вера Васильевна Митина — запевала. Энергичная и веселая, она никому не дает скучать.

«Когда-то пели за столом эту песню, а сейчас мы вкладываем совсем другое понятие в неё — наши ребята вновь защищают нашу страну. А можно обращение? Да. Я хочу обратиться к молодежи 60-70 гг. прошлого столетия. Дорогие ребята, вас в оскольском округе не менее 40 тысяч. Почему бы вам не вспомнить, что есть большая страна, которая любит всех — от мала до велика. Что нужно ей помогать, вот и пришло то время, когда мы должны прийти и помочь всем. Вроде и не тяжелая работа — вязать сетки, а только подумайте, что вот сегодня, сейчас под нашей сеткой спасется один парень! Наш парень! Да цены этой нет сетке». 

— Вера Митина, волонтёр.

В одном строю с молодежью 60-х — нынешние студенты. 

«Я здесь, потому что мне это интересно. Я хочу после колледжа пойти в армию, для меня это не просто потерять год, возможно, дальше остаться по контракту. Я в принципе с детства люблю помогать людям, и вот в этой ситуации — если хоть чем-то могу помочь, я, естественно, помогу. Хотя бы одну жизнь мы спасем — это точно». 

— Даниил Иванов, Полина Кравченко.

Ребята из политехнического и аграрного техникумов помимо сетей помогают и в изготовлении окопных свечей.

«Главное — не перетянуть, чтобы были просветы, чтобы туда затекал парафин и воздух».

Окопные свечи горят от 6 до 8 часов — в зависимости от размера банки. Но — главное — такое пламя отлично сушит воздух. 

«Сейчас влажность, вода, блиндаж, даже если ребята хорошо сделали, у них есть поддон, утеплили стенки, но вода в блиндаж поступает. И эту нужно влажность убирать. Эти свечи именно сушат воздух и влажность убирают. Огонек тут не как в обычной свече декоративный, он очень большой, горит весь объем. За ночь у ребят сухо и комфортно. Помимо этого, мы делаем свечи большего объема, нам супермаркеты отдают банки от больших кукурузы, горошка, мы делаем импровизированные печки — загибаем края внутрь, ребята поджигают, можно поставить котелочек, кастрюльку, подогреть какую-то еду. Эта плиточка она многоразовая».

— Екатерина Игнатова, волонтёр.

Уже в конце съемки нас знакомят с Олесей из села Солдатское. Со дня гибели ее мужа еще не минуло 40 дней. Летом он ушел добровольцем. 

«У меня погиб муж. Участник операции СВО, в Артемовске. Он знал этот город, он там родился и ушел туда воевать. Он уже живым не вернулся, от него остались прекрасные дети и награды. Артему — 10, Матрене — 8. Я в этой группе, потому что я, как и многие здесь, люди в большим сердцем, которые занимаются здесь, помогая фронту, отдавая частичку своей души. И ребята, которые сейчас в окопах, в СВО, они получают частицу нашего тепла и поддержки».

— Олеся Бесхмельницына, волонтер, вдова участника СВО.

Консервные банки, огарки свечей, воск и парафин, ткани — здесь будут рады любой помощи, всему найдут применение. 

«Это уже готовые сети, они очень объемные, неподъёмные, но таскаем, упаковываем. Иконки, «Живый в помощи», георгиевские ленточки, письма от детей, рисунки. Ребята их ждут, читают, носят с собой, перечитывают, когда у них есть свободное время».

«Полотенца, постельное белье — это все идет ребятам в госпиталь, также отправляем ребятам «за ленту» ветошь. Стараемся помогать, чем можем. Просят стройматериалы — все то, что может пригодиться для возведения блиндажей. Поэтому будем очень рады. Давайте согревать наших ребят вместе».

— Екатерина Куценко, администратор ТГ-канала «Своих не бросим Z-Старый Оскол».

Ткани зеленого цвета — для летнего камуфляжа — на полках нет. Здесь верят, что Победа близка. 

Анна Семенова, Алексей Грачев, Илья Самсонов — 9 канал.