Своих не бросаем!

98-летнего ветерана Великой Отечественной и его пожилую дочь росгвардейцы эвакуировали из зоны боевых действий в Харьковской области. В Белгороде он встретился с сыном, которого не видел 12 лет. Подробности в следующем материале.

Айказ Аракелович Овсепян родился 5 декабря 1923 года в горном селе Севкар Армянской ССР. Участвовал в боях за Кавказ, Сталинградской битве. После второго ранения был направлен в 952-й отдельный батальон связи, в составе которого освобождал Румынию, Венгрию и Австрию, где и встретил победу в мае 1945 года.

Мы прошли Венгрию, немножко захватили Словакию, потом вступили в Австрию. Есть там в Австрии Глайсдорф. В Глайсдорфе закончили войну.

— Айказ Аракелович Овсепян, ветеран Великой Отечественной войны


Фронтовик сохранил карту Венгерской народной республики 1918 года, которую обнаружил в одном из захваченных вражеских штабов. Здесь красным карандашом отмечен боевой путь его подразделения.

Взял красный карандаш и отметил. Вот отсюда и пошли. Города брали, брали, брали… и выше — Вена.

— Айказ Аракелович Овсепян, ветеран Великой Отечественной войны

Кавалер ордена Отечественной войны 1 степени и Трудового Красного Знамени, медалей «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Будапешта» уже больше 10 лет не видел сына, который проживает в России. Последние голы ветеран находился с дочерью Ольгой в Харьковской области.

Из-за нашей власти он не мог сюда приехать, потому что мужчин из России сюда у нас не пускали. Это наша власть, украинская, которая в Киеве сидит, сделала такой указ, что кто будет носить георгиевскую ленту или выходить с георгиевской лентой, будут сажать от года до 5 лет. Потому всем ветеранам, когда их поздравляла местная власть, мэр наш и глава райадминистрации их предупредили, чтобы сняли георгиевские ленты. С медалей, со всех наград.

— Ольга, дочь ветерана


Ольга и ее 98-летний отец проживали в многоквартирном доме в зоне, где ВСУ ведут артиллеристские обстрелы. При бомбежке нужно было спускать старика со второго этажа в подвал, что очень сложно.

Надо все быстро, но не получалась — но старалась я уберечь его. А так тяжело было в первые время, когда у нас не было ни хлеба. Еще тогда не давали гуманитарную. У нас еще не было денег. Магазины все были закрыты. Аптеки все были закрыты.  Вот дома мука была, приходилось из муки что-то делать.

— Ольга, дочь ветерана


Уже пять месяцев Айказу Аракеловичу не приходит пенсия, которую он получал на почте. Российские военнослужащие регулярно собирали для ветерана и его дочери продукты и медикаменты. А на днях у росгвардейцев появилась возможность эвакуировать их в Белгород и организовать долгожданную встречу с сыном Станиславом.

С отцом и сестрой я не виделся с 2010 года. Жду, должны подвезти отца с сестрой — встреча будет. Волнительные эмоции. Все-таки 12 лет не виделись.

— Станислав, сын ветерана


Пять часов дороги в Россию и вот она — долгожданная встреча. После росгвардейцы сопроводили семью до нового дома.