«Тайна, покрытая… маской»: в Старом Осколе открылась выставка венецианских масок

Увлекательный этно-исторический экскурс ждёт оскольчан в краеведческом музее. Здесь расположились венецианские маски. Винтажные и современные. Одни приехали из Италии, другие сделаны российскими мастерами. Почему не стоит долго носить маску, чем Венецианский карнавал похож на Масленицу, какие образы отличаются молчанием, а какие позволяют себе слишком много, узнавала Лариса Ульяненко. 

Маски древнегреческого театра, погребальные у фараонов, ритуальные, средневековые «маски позора» — всяких разных личин человечество придумало великое множество. Самые известные — венецианские. Однако их история отсылает отнюдь не к веселью, а к событиям, когда в Европе свирепствовала чума. Обо всём этом первые посетители выставки — будущие дизайнеры — узнали на практике в краеведческом музее. 

“Это маска «чумного доктора». Раньше, в так называемом, клюве, располагались травы, имеющие аромат или антисептические действия. Чтобы доктора не чувствовали запах и пытались не заразиться. — А сзади тебя это что такое? — Я думаю, это маска в стиле стим-панк. Так как она имеет множество деталей, таких как шестерёнки, часы на шляпе и пазлы, которые расположены по контуру”. 

— Алина Косянюк, студентка техникума технологии и дизайна. 

“Каждая маска выполнена в своём стиле, они все очень интересные. Какие-то выполнены по сюжетам каких-то комедий, каких-то романов”. 

— Валентина Соцкова, студентка техникума технологии и дизайна. 

Пять десятков ярких экспонатов приехали в Оскол из Ставрополья.  

“Мы открыли интересную выставку. Её представляет выставочный центр «Квадрат». Вообще маска — это феномен культуры. Нет ни одного народа, который бы не использовал маску. Но одно у них общее — они скрывают лицо. И немножко, как считают исследователи, меняют психологию человека. Закрывая лицо, человек немножко перевоплощается. Он снимает с себя какую-то ответственность. Он становится другой личностью. И многие серьёзные учёные говорят, что не надо масками увлекаться всерьёз. Иначе можно потерять какую-то свою идентичность”. 

— Елена Андрусенко, зам. директора по научной работе краеведческого музея. 

В залах музея винтажные — начала 20 века — фарфоровые маски с Апеннинского полуострова и современные авторские работы итальянских и российских мастеров. В дополнение к ним — интерактив, мастер-класс и фотозона, где можно примерить маски. 

“Венецианские карнавалы возобновились в 1979 г. после большого перерыва. Что же общего между Венецианским карнавалом и русской Масленицей? Оказывается, очень много общего. Венецианский карнавал проводился до Великого поста и последний день перед Великим постом у них был самый яркий день. Они тоже сжигали чучело”. 

— Елена Андрусенко, зам. директора по научной работе краеведческого музея. 

Такие параллели говорят о том, что между разными народами много общего. К примеру, у нас есть шут. А в Италии — джокер. Однако его сатира и авантюры куда смелее. Владелец такой личины мог себе позволить безрассудство и коварство. Жутковато выглядит и маска Баута. Носящий её, мог разговаривать и есть, не раскрывая личности. Самая интригующая — чёрная Моретта, по сути — кляп. Она не надевалась, а придерживалась ртом за штырёк или пуговицу. Поэтому Моретту часто называют немой. Единственный анималистический персонаж — кот. 

«В Венеции кошки были большой редкостью и ценились очень дорого. Поэтому они увековечены и в карнавальной маске. В традиции сложилось несколько определённых образов. Венецианская дама, «доктор чумы», Вольто — это гражданин такой, обезличенный, безликий, Коломбина — это уже более поздний образ 18 века”. 

Писатель Оскар Уайльд считал, что маска расскажет куда больше, чем лицо её хозяина. Быть может, чтобы лучше узнать себя, вам тоже стоит заглянуть в музей? Выставку можно посмотреть до 16 июня. 

Лариса Ульяненко, Павел Казакевич, Илья Самсонов — 9 канал.