Ты просто воздух, Стас, ты просто воздух

Сегодня профессиональный праздник отмечают авиадиспетчеры — те, от кого ежедневно зависят миллионы человеческих жизней. Именно они контролируют и обеспечивают безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе, предотвращают столкновение, а в особых ситуациях — оказывают экипажу воздушного судна необходимую помощь. Профессия авиационного диспетчера — одна из немногих, где отдых является обязанностью, так как работа требует максимальной концентрации внимания, собранности и ответственности. Из командного диспетчерского пункта старооскольского аэропорта наш следующий репортаж.

В школе, как и тысячи мальчишек по всей стране, Станислав Петрович мечтал бороздить небесные просторы и решил поступать в летное училище. Но из-за избытка кадров набор на эту специальность прекратили.

В принципе, думаю, пойду на диспетчера, потом переучусь на пилота. Закончил. По распределению попал на север, в Новый Уренгой. Улетели. Привык. Понравилось даже. Сейчас на пенсию уже ушел. Хватит вроде, 20 лет уже. Пора спуститься, так сказать, на землю. Какое-то время без работы побыл. Вы знаете, летит самолет, а голова все равно подымается вверх.

— Станислав Шульга, руководитель полетов службы обеспечения воздушной безопасности


Вот уже два с половиной года влюбленный в небо Станислав Шульга управляет воздушным движением в старооскольском аэропорту.

Седьмой десяток разменял, а уходить не хочется. Здоровье будет – буду работать. Во-первых, это интеллектуальная работа, интересная. Она как тренировка для ума, работа живая. Ну и общение. Чувствуешь себя еще нужным.

— Станислав Шульга, руководитель полетов службы обеспечения воздушной безопасности


Вышка – рабочее место Станислава Шульги. С высоты удобно следить за движением самолетов, машин и людей на летном поле. И если в крупных аэропортах обязанности разделены между разными диспетчерами, то в маленьких за взлет, набор высоты, посадку, и маневрирование самолета на земле отвечает один человек.

Аэропорт работает, функционирует. Мы принимаем в основном чартерные рейсы, которые прилетают к нам, в основном, со Внуково. В среднем, наверное, один-два в месяц. В основном маленькие прилетают. Бывают иногда Як-42, Як-40.

— Станислав Шульга, руководитель полетов службы обеспечения воздушной безопасности


Были и другие времена для старооскольского аэропорта. Воздушная гавань в Старом Осколе принимала экипажи из разных уголков мира. Сегодня о славных временах напоминает коллекция иностранных банкнот в диспетчерской.

Это история, так сказать, нашего аэропорта. Можно сказать, в прошлом тысячелетии экипажи оставляли иногда здесь разные купюрки. Как видите, разные купюрки имеются.

— Станислав Шульга, руководитель полетов службы обеспечения воздушной безопасности


И без регулярного авиасообщения у диспетчера много работы — под контролем все перемещения в воздушном пространстве.

Это наша зона управления воздушного движения, значит, до высоты 1200 метров мы управляем, от земли и до 1200. И по удалению порядка 25-30 км.

— Станислав Шульга, руководитель полетов службы обеспечения воздушной безопасности


Диспетчер сопровождает каждый пролетающий над нашей территорией борт, в том числе вертолеты и даже беспилотники.

Мы записываем, контролируем начало работы, конец работы, место, где они работают, до какой высоты работают, радиус полетов. Для чего это надо? Допустим, вертолет летит, мы выдаем информацию, сообщаем где находится, экипажу даем информацию где находится беспилотник. Они обычно обходят на безопасном расстоянии и конфликтов никаких не происходит.

— Станислав Шульга, руководитель полетов службы обеспечения воздушной безопасности


Профессия интересная, но очень опасная и ответственная. Кандидат на эту должность должен быть эрудирован, знать английский язык и обладать поистине богатырским физическим здоровьем и устойчивой психикой. Авиадиспетчер не может заступить на смену больным, уставшим или невыспавшимся. Станислав Петрович шутит, что отдых в их профессии – это обязанность.


Ольга Шалыгина, Алексей Грачев, Александр Балакин, 9 канал