Уникальные фотографии Оскола в годы оккупации можно увидеть на выставке в музее клуба “Поиск”

Старый Оскол в годы фашистской оккупации – зверства нацистов, лица полицаев, виды города времен Великой Отечественной войны и фотографии боёв за наш край. Увидеть уникальные кадры можно в музее клуба “Поиск”. В документальном фотоархиве сегодня несколько тысяч снимков. 

“Вот это очень узнаваемая фотография в плане того, что видно управление лесами, Старооскольский лесхоз. Это приблизительная территория, не то, что приблизительная территория, нынешняя рыночная площадь колхозного рынка. Здесь напротив здание военного комиссариата. Вот очень хорошо видно хорошего качества. Вот зенитное орудие. Причем, судя по всему, два самолета они сбили, потому что две полосы на конце ствола. Это означало сбитие наших самолетов советских. Расчет венгерский. Я иногда встречаю эту фотографию где-то в интернете. Написано, что немцы. Нет, это венгры”. 

Иван Андреев, председатель правления Белгородской региональной общественной организации “Историко-патриотическое объединение “Поиск”. 

О каждом снимке руководитель клуба “Поиск” Иван Андреев может рассказывать часами. Он тщательно изучил мельчайшие детали фотографий, по которым можно понять, что происходило в Старом Осколе 83 года назад в страшные дни фашистской оккупации. Вот в центре города, между улицами Прядченко и Песочной (неподалеку от сегодняшнего торгового центра “БОШЕ”) – огромный лагерь советских военнопленных. Летом 1942-го в окружение немцев в нашем крае попали 39 000 красноармейцев. Тогда в ходе операции “Блау” немецкая армия соединилась здесь с венгерскими войсками, замкнув Старый Оскол в кольцо. 6 дивизий 40-й и 21-й армий Брянского фронта оказались заблокированными в Атаманском лесу. Силы противника превосходили их многократно. 

“Было несколько огромных лагерей военнопленных – и в Старом Осколе самом, и в Слободе Казацкой, и в Слободе Пушкарской. Были такие лагери в селе Александровка, ныне затопленное, в районе села Котеневка. Был лагерь в Нижне-Чуфичево, был лагерь в Нижне-Атаманском. Огромный лагерь военнопленных, как раз взятых в районе Старого Оскола, был в селе Орлик. Ну, десятки тысяч содержались. И вот на фотографии одно из таких мест у нас есть. Вот это даже тяжело подсчитать, какое количество там содержится солдат. Я, конечно, понимаю, что где-то там должны быть и захоронения, потому что вряд ли их хорошо кормили. Наверняка, там было очень много раненых и больных, которые просто умирали. Я думаю, тут же где-то их и прикапывали. К сожалению, сейчас там производить какие-то раскопки невозможно”. 

– Иван Андреев, председатель правления Белгородской региональной общественной организации “Историко-патриотическое объединение “Поиск”. 

Привлекает внимание посетителей музея и вот эта фотография – грандиозное для тех лет гидротехническое сооружение: деревянный мост через реку Оскол.  

“В этом же месте мы сейчас ездим на бетонном сооружении. Просто удивительно, что было построено такое сложное техническое сооружение. И вот, кстати, получается, что наши, когда выходили из Старого Оскола в июле 1942 года, не подорвали его. Это понятно… Но стремительно немцы вошли. Может быть, наши и не планировали так быстро его оставить. Но вот эта операция немецкая “Блау” очень стремительно разворачивалась. И в результате ее попали в окружение такое огромное количество войск”. 

– Иван Андреев, председатель правления Белгородской региональной общественной организации “Историко-патриотическое объединение “Поиск”. 

У некоторых фотографий известны даже авторы. Как, например, у этого снимка – оскольчанку, несущую ведро воды, запечатлел военкор венгерской армии, майор Томаш Конак. Со своим “фотопулеметом” он сделал тысячи кадров в оккупированных районах. Есть здесь и фото, показывать которые открыто с телеэкрана невозможно – зверства фашистов не знали предела. А вот лица тех, кто перешел на сторону врага – стал полицаем.  

“Несколько фотографий здесь находятся, все-таки они касаются нашего края, но не совсем Старооскольского, потому что вот, допустим, вот эти коллаборационисты сняты, это те люди, которые были наши соотечественники на службе в Вермахте, они в селе Бирюч. Сначала он назывался Бирюч, потом Будённов, Будённый, Потом Красногвардейское, сейчас снова Бирюч. Вот эта фотография снята там. Надо, чтобы старооскольцы видели, какие были у нас и предатели, в конце концов”. 

– Иван Андреев, председатель правления Белгородской региональной общественной организации “Историко-патриотическое объединение “Поиск”. 

Часть уникальных кадров клуб “Поиск” выкупил у библиотеки национального конгресса США – союзники, войдя в Берлин, захватили архивы Вермахта и вывезли в Америку. Другие фото находили и приобретали на просторах интернета – правда, коллекция пополняется сейчас не так активно, и дело не в цене снимков.   

“Да, не столько дорого. Сейчас просто нет возможности, потому что, я так понял, eBay у нас не работает. Ну, на тот момент не так уж было и дорого. Ну, причем тут не только те, которые мы там добывали. Это же наши краеведы где-то у меня периодически там снимают. Вот буквально недавно у меня появилась фотография венгерского кладбища в селе Роговатое. В конце 90-х годов мы произвели его эксгумацию, вывезли на специальное сборное кладбище, уполномоченное правительством Российской Федерации, село Рудкино Хохольского района. Но до этого не было фотографий, а теперь есть такая фотография, хорошего качества. Кстати, там не только было плановое венгерское кладбище для их военнослужащих, но и возле гражданского кладбища, возле окопки были захоронения венгерских евреев. Венгры, в отличие от немцев, своих евреев не уничтожали”. 

– Иван Андреев, председатель правления Белгородской региональной общественной организации “Историко-патриотическое объединение “Поиск”. 

Увидеть уникальные снимки можно в музее клуба “Поиск” по адресу: мкр. Рудничный, 14А. Запись на экскурсии предварительная – по телефону +7 (950) 714-34-40.  

Анна Семенова, Александр Саввин, Илья Самсонов – 9 канал. 

СМОТРЕТЬ ВИДЕО