Уникальные материалы о новомучениках и исповедниках РПЦ представили в Старом Осколе
Круглый стол на эту тему организовали совместно Дом-музей священномученика Онуфрия и православная гимназия. На сегодня в Соборе святых, пострадавших в антицерковных гонениях советского периода — более 1700 имен. Но список неполный. Огромную работу по заполнению пробелов ведут историки и краеведы.
Если святой, значит, должно быть житие, икона, даты жизни и смерти. Однако о многих новомучениках российских такая информация отсутствует. В годы большевистского террора духовенство расстреливали массово. Даже сегодня, когда, казалось бы, открыто так много архивов, невозможно назвать имена всех, кого унес молох революции и репрессий. Священник Владимир Русин, настоятель Покровского храма села Кунье, сведения об исповедниках Церкви русской начал собирать еще в 90-х, когда работал журналистом в оскольских газетах.
«Я заинтересовался темой церковной истории Старого Оскола, в частности, когда работал здесь в средствах массовой информации. Тогда я в свободное время пытался выезжать в архивы, искать информацию, уроки брал у Анатолия Павловича Никулова, работал в архивах — они мне очень помогли впоследствии. Я возглавляю историко-архивный отдел Курской епархии. Порой мой рабочий день заканчивается в 4 утра, потому что что-то в архивах добывается, потом анализируется, все собирается. Интернет далеко не все знает. Эти факты ещё не выложены в Интернет. В Интернет нужно, как в ту корзинку, что-то положить, чтоб оттуда взять”.
— Иерей Владимир Русин, настоятель Покровского храма в с. Кунье.
Не найти пока в Интернете и новых фактов из жизни новомученика Иоанна Родионова, установленных Владимиром Русиным. Оказалось, что образование святой получил в Старом Осколе.
“Из свежих таких находок такой интересный факт — в Старооскольском духовном училище учился священномученик Иоанн Родионов. Я думаю, это имя сейчас звучит впервые в Старом Осколе, большинство старооскольцев — 99% — его не знают, а если кто-то знает — ну просто в календаре церковном это имя видел. 2 ноября — это день его гибели. Он был расстрелян в Казахстане, а родился он в селе Останино — это между Губкиным и Мантурово. Учился в Старооскольском духовном училище. Этот факт выявлен буквально неделю назад”.
Большой интерес у участников круглого стола вызвал и доклад о новомучениках и исповедниках Губкинской епархии.
“Не раз попадал в сводки управления НКВД по борьбе с антисоветскими группами священник из села Салтыково Василий Алпеев. На допросах от отца Василия настойчиво требовали признать себя виновным в преступлении против советской власти, но не добились желаемого. О том, как погиб священник, достоверных сведений нет. По одной из версий, он вместе с 260 арестантами был заморожен в железнодорожном вагоне”.
— Лариса Кузнецова, методист детского центра им. св.Иоасафа, г. Губкин.
Крошки лагерного хлеба вместо просфор, сок лесных ягод для причастия, кадило из консервной банки — информацию о том, как служили литургию в лагерях, изучает Ольга Крылова — воронежский психолог с богословским образованием. Старый Оскол считает родным городом — ее прабабушка — матушка Фомаида — была последней из монахинь, проживавших в доме по улице Пролетарская, 47, ныне известном, как Дом-музей владыки Онуфрия.
«Уже, наверное, 13 лет я в церкви, это был осознанный такой выбор. И живу я не формально церковной жизнью, а стараюсь погружаться в смыслы. И в этом плане именно опыт новомучеников, исповедников российских — это просто богатейший источник обретения как раз-таки смыслов”.
— Ольга Крылова.
Жизнь и смерть мучеников — фундамент Церкви. В тяжелейших условиях, гонимые, запрещенные, уничтожаемые по одному и целыми приходами, священники совершали свой подвиг — собирая поколения, сохраняя веру — “дабы свеча не угасла”. И сегодня, уверена Ольга Крылова, вновь как никогда важно объединиться вокруг той самой свечи православия.
«Для нашей страны, в частности, сейчас — непростые времена. Это собирание принципиально важно. Это, может быть, основная наша задача — вспомнить о том, что русские люди — это люди, которые никогда не жили каждый сами по себе. Всегда приходили на помощь друг другу, всегда русский человек перед любым делом помолился. “С Богом, помолясь”, даже есть такая присказка, или там благословясь, начнём. Поэтому без собирания Церкви и без Бога невозможно собирание русского народа сейчас, а это, может быть, самая главная задача на текущий момент”.
— Ольга Крылова.
Жития новомучеников, конечно, не так наполнены чудесами, как жития древних святых, но весь их путь — это образец христианской жизни и нравственный ориентир, подчеркнул, приветствуя участников круглого стола, Благочинный 1 Старооскольского округа, Почетный гражданин Старого Оскола, протоиерей Алексий Бабанин.
“Жизнь новомучеников свидетельствует нам о том, что Господь рядом, что Господь всегда готов нам помогать. Будем стараться у них жизни правильной христианской, исправлять свою христианскую жизнь, потому что мы вроде бы крещены, являемся вроде бы православными христианами, но не всегда живущими по нашей вере православной. Мы верим в Бога, но часто не верим Богу, что Господь может помогать”.
— Протоиерей Алексий Бабанин, Благочинный 1-го Старооскольского округа.
Заглянули участники чтений и в «Окно в прошлое» — фотопроект старооскольского краеведа Владимира Чурикова создан путем наложения старинных карт и фотографий на современные улицы.
“Всегда родители рассказывали за свою жизнь, в том числе вот рассказы о городе о самом, о городских храмах. Всегда, естественно, хотелось увидеть, каким же был город во времена, когда меня ещё не было. Это, естественно, храмы, потому что это неповторимый образ города, который определял лицо города”.
— Владимир Чуриков, краевед.
На встрече родилась идея о возрождении в Старом Осколе Онуфриевских чтений. На них тоже будут звучать имена тех, кто уже причислен к собору новомучеников и тех, кого еще только предстоит канонизировать. Как, к примеру, архимандрита Серафима Тяпочкина из Ракитного. В комиссии по канонизации нет единодушного мнения на этот счет. Некоторых ее членов смущает то, что не сохранилось следственное дело отца Серафима, который провел в лагерях и ссылке 15 лет. И здесь тоже требуется работа историков и краеведов. А списки пострадавших за веру снова растут — теперь на территории Украины.
Анна Семенова, Евгений Левошко, Илья Самсонов — 9 канал.