“Весны” не будет: панно на торце жилого дома в м-не Весенний закрыли панелями утепления
Теперь здесь будет белая стена. В ходе благоустройства композицию известных художников-монументалистов Валерия Голышева и Павла Шляпникова, украшавшую многоэтажку 35 лет, замуровали. Почему шедевр советской уличной мозаики решили скрыть от глаз и остались ли в округе еще такие объекты культурного наследия, выясняли в нашем специальном репортаже.
Панно “Весна” известных советских художников-монументалистов Павла Шляпникова и Валерия Голышева на фасаде девятиэтажки в м-не Весенний пока еще проглядывается. Но буквально пара метров вверх – и еще один годин градостроительный советской эпохи скроется под толстым слоем утеплителя.
“Это была очень интересная работа. Они сами рассказывали, как они экспериментировали, чтобы эта плитка не трескалась, чтобы под глазурью сохранялась яркость красок. Это была очень сложная и интересная творческая работа. Всего было выполнено в такой технике 9 панно в нашем городе. Они все имеют художественную ценность и культурно-историческое значение”.
– Елена Андрусенко, замдиректора краеведческого музея по научной работе.
Неравнодушные к истории старооскольцы не могут пройти мимо столь небрежного отношения к прошлому города.
“Я хочу сказать, что насколько это произведение уникально, даже в Старом Осколе такого другого панно нет, не только в России и Белгородской области. Если таких домов, как этот дом 9-этажный, на фасаде которого находится произведение, в Старом Осколе сотни, то другой такой мозаики!”
– Николай Черных, краевед, член Союза журналистов России.
Работа в технике “подглазурная роспись по плитке” создана 1990-м году. На панно изображены большое весеннее дерево и стилизованные голубые ручьи. “Весна” украшала стену жилого дома 35 лет! Краски плиточной мозаики за это время не померкли, а вот сам дом обветшал. Жильцов стала беспокоить плесень на стенах и сырость в квартирах. Об этом они многократно сообщали в коммунальную компанию, обслуживающую дом. Теперь надеются, что слой утеплителя избавит их от этой проблемы.
“Эта сырость никуда не уходила. Ну, тут много, наверное, факторов. Дело в том, что появились пластиковые окна современной технологии. Люди стали ставить, чтобы было теплее в квартире. Сами понимаете, да? Эти дома сдавались с деревянными окнами. Ну, вот после установки пластиковых окон начало проявляться это более интенсивно. Поэтому каждый выходил из ситуации, как мог, до последнего. Но, я так понимаю, сейчас есть надежда, что те, кто даже живут в таких условиях, что это все исчезнет. Потому что это, я думаю, решение вопроса”.
– Юрий Караваев, житель дома №12 в м-не Весенний.
Замуровывают объект с соблюдением всех правил выполнения работ по благоустройству. Каждый шаг подтвержден соответствующим документом. Окончательное решение по утеплению торцов дома приняли местные власти, так как жильцы не сумели организованно собраться.
“По законодательству жителям дома в течение 3 месяцев нужно было определить перечень и объем работ, который будет выполняться при капитальном ремонте. По истечении этого срока жители дома Весенний, 12 этого решения не приняли. И в таком случае решение за собственников принимает администрация муниципального образования. Что и было сделано”.
– Наталья Петрова, начальник пресс-службы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Белгородской области.
Способ сберечь изображение даже не стали искать. Пошли самым простым путем. В официальном ответе управляющей компании 9 телеканалу пояснили, что многоквартирный дом №12 в м-не Весенний не является объектом культурного наследия, к которому применяются требования сохранения вида и облика здания. Торцевые стены после утепления выкрасят в белый цвет. Напомним, несколько лет назад такая же печальная история произошла на улице Ленина, 72. Утепляя торец пятиэтажки, скрыли от глаз изображение горняков и рабочих с первой добытой рудой. Хотя рисунок составлял ансамбль с памятным камнем в соседнем сквере. Между тем, аналогичные работы советских архитекторов-монументалистов при ремонтах жилья в других регионах России всячески стараются сохранить. Точно такое же панно – и сегодня визитная карточка города Волжский, а зеркальное изображение этих фигур – ценный артефакт историко-архитектурного наследия Москвы.
“Каждая эпоха оставляет свой историко-культурный след и, конечно, требует сохранения. Мы не можем утрачивать одно и все время заменять новым. Нужно сохранять какие-то фундаментальные вещи. Тем более в советское время у таких произведений была направленность. Посыл гуманизма, патриотизма в широком смысле этого слова”.
– Елена Андрусенко, замдиректора краеведческого музея по научной работе.
“Эти произведения, которые на протяжении десятилетий радовали людей нескольких поколений, они напоминают нам, возвращают нас и в нашу юность, в наше детство. Для многих людей это является, ну, я не хочу сказать, что какой-то иконой, но близкой к какому-то ценному для них экспонату”.
– Николай Черных, краевед, член Союза журналистов России.
Еще одна жертва благоустройства в Старом Осколе – латунный рельеф, демонтированный с фасада детской поликлиники в м-не Олимпийском во время программы апгрейда города. Композицию все тех же Голышева и Шляпникова тогда обещали вернуть на место, но до сих пор над входом лишь лаконичный логотип медучреждения. А вот мозаичное панно на здании бывшего 9 училища в м-не Макаренко 4 года назад горожане отстояли. Стену учебного заведения тогда решили утеплить изнутри. Дуэт художников-монументалистов оставил Старому Осколу богатое наследие. Творческий тандем в 70-80-е годы прошлого столетия создал два десятка масштабных уличных и интерьерных украшений. Глазурная мозаика, украшающая торцы каскадных девятиэтажек в м-не Королева, барельефы на фасадах нескольких учреждений образования, культуры, спорта, тематическая роспись некоторых производственных помещений пока сохранены. Что с ними будет через время, неизвестно. В реестр объектов культурного наследия работы известных мастеров не внесены.
Елена Чурилова, Александр Саввин, Елизавета Ачкасова – 9 телеканал.