Виталий Калмыков: как боевой офицер стал учителем ОБЖ
Афганистан, Чечня, Южная Африка, поисково-спасательная служба и старооскольская школа. Несколько лет назад судьба боевого офицера Виталия Калмыкова сделала крутой поворот, определив его в преподаватели ОБЖ. Об армейском юморе, обратной стороне патриотизма и мире после СВО — с полковником в отставке говорила Лариса Ульяненко.
«Дорогие первоклашки, у нас остался последний, очень важный этап. Мы сейчас должны понимать, как вы поёте”.
Младшеклассники не подвели учителя ОБЖ. Спели, как надо.
“Зелёною весной под старою сосной с любимою Ванюша прощается”.
Что однажды судьба занесёт в педагогику, боевой офицер Калмыков и представить не мог. За плечами у дальневосточника — Афган, Чечня, Мозамбик. Затем — поисково-спасательная служба. А тут — дети. Командование кабинетом ОБЖ в 27-й школе полковник в отставке принял 7 лет назад. А позже возглавил юнармейский клуб «Застава». Виталий Михайлович поладил с ребятами. Учителей-мужчин в школах катастрофически не хватает, и малыши с подростками тянутся к ним. Помогает и юмор.
“Особенно армейский. Дети прекрасно его понимают. «Эй, вы, трое, оба ко мне!» К примеру, да?”
— Виталий Калмыков, преподаватель-организатор ОБЖ и НВП школы №27.
Виталий Калмыков вообще рвёт шаблоны представлений о школьных военруках: никакой казёнщины, сухости, желания муштровать и учить уставы.
“Процесс воспитания, конечно, сложный сам по себе. И требует, наверное, полной самоотдачи. Ну, конечно, должна присутствовать и любовь к детям, и уважение к детям. Какого бы они возраста ни были”.
— Виталий Калмыков, преподаватель-организатор ОБЖ и НВП школы №27.
Понимая, что любовь к Родине, патриотизм — материя тонкая, Виталий Михайлович насильно в тот же военно-патриотический клуб не тянет. Понимает, что многих привлекает красивая форма, соревнования, первые места, возможность уйти с уроков. Но есть и другая сторона медали, связанная с нагрузками. А к этому готовы не все.
“Подходят девчонки ко мне: «Виталий Михайлович, мы хотим вступить в «Юнармию». Спрашиваю: «А вы готовы? Сами? Родители?» Да, родители сказали, что иди, мы готовы. Ну, хорошо. Вот лежит плащ-палатка. Упор лёжа принять. Одна принимает упор лёжа, другие смотрят. Ну кое-как там три раза отжалась. Встала. Я говорю: «Ну что, будем в «Юнармию» вступать?» Та, которая отжималась: я подумаю. А остальные: «Нет, Виталий Михайлович, мы, наверное, пойдём».
— Виталий Калмыков, преподаватель-организатор ОБЖ и НВП школы №27.
Рассказывая о своей службе, офицер приводит ребятам примеры армейского братства и взаимовыручки. Считает, без этого и в школе нельзя, не то, что на войне. Но дети спрашивают не только о боевом прошлом, но и об СВО.
“Спрашивают. У многих детей в школе отцы, братья старшие, дяди сейчас находятся в составе вооружённых сил в зоне проведения СВО. Мы поддерживаем этих детей. И я должен сказать, что дети понимают эти вопросы. Пусть по-своему, по-детски. Но они понимают”.
— Виталий Калмыков, преподаватель-организатор ОБЖ и НВП школы №27.
Но если для наших детей бойцы спецоперации — образец доблести и чести, на украинской стороне герои иные. Как быть, когда всё закончится?
“А их не надо перевоспитывать. Ну, во-первых, время само всё расставит, я так понимаю. А во-вторых, да, сложная ситуация для детей в освобождённых территориях. Но социализация, любовь к детям, нормальные условия для их дальнейшего обучения и воспитания. Я думаю, что всё расставят на свои места”.
— Виталий Калмыков, преподаватель-организатор ОБЖ и НВП школы №27.
Время всё расставит. Не только по ту сторону границы. Меняемся и мы, уверен Виталий Калмыков. Слетает шелуха, начинаем ценить то, что действительно важно. Просто время перемен пришло.
Лариса Ульяненко, Павел Казакевич, Илья Самсонов – 9 канал.