Возвращая из небытия

В Старом Осколе открылась выставка, посвященная храмам, разрушенным в советское время. Экспозицию подготовила Полина Русина — библиотекарь краеведческого музея, супруга священника. Каких архитектурных и исторических жемчужин лишился наш город, — в следующем репортаже.

Весной 1922 года большевики разграбили 74 старооскольские церкви — все, что были в уезде. Только из шести центральных храмов города изъяли 31 икону и 169 предметов из серебра и золота. Спустя семь лет сняли колокола. Недолго простояли и сами разоренные церкви. Одни растащили по кирпичам в 30-е годы, другие разрушили уже в 50-е. Исчезнувшим храмам Старого Оскола посвящена новая выставка. Это — совместный проект краеведческого музея и «Свободной галереи». О подобной выставке, библиотекарь музея, супруга священника Полина Русина мечтала давно.

Я тоже со школьной скамьи интересовалась историей города и когда стала жить церковной жизнью 20 лет назад, поняла, что этой информации очень не хватает всем жителям. И тогда ещё мечтала, чтобы кто-нибудь сделал такую выставку. Вот пришлось мне. Выставка рассказывает о шести церквях. Дело в том, что седьмой храм располагался в колокольне собора, и мы посчитали не слишком обязательным выносить в отдельную рамку его историю.

— Полина Русина, библиотекарь краеведческого музея


Перед политикой новой власти городские церкви е устояли, а вот в слободах уцелели практически все.

Когда уничтожались храмы, Старым Осколом считалась только та часть, которая расположена на горе, историческая часть, собственно. Слободы тогда в территорию города не входили. Были разрушены храмы только в исторической части города. Большинство храмов по нескольку лет стояли полуразрушенными и, насколько я помню, Благовещенско-Михайловский храм окончательно разобран был уже в 50-х годах. А дольше всех принимал молящихся Покровский храм. Он находился на пересечении улиц — нынешние Комсомольская и Пролетарская. Там ротонда стоит.

— Полина Русина, библиотекарь краеведческого музея


Самым древним из утерянных храмов был Успенский. А самым большим — Богоявленский собор. Он стоял на Нижней площади у нынешнего ЦМИ. Соборный сад с террасами, спускавшийся к реке, считался шедевром. Храмы — это ведь не только про веру, но и про эстетику, архитектуру и щедрость.

Представьте, как это красиво: с реки, а кстати, река была транспортной артерией, там же курсировали и баржи, и корабли, и лодки курсировали, какая красота открывалась на холме! Старинный город с храмами. Плюс ещё когда строились сельские храмы, ещё же на местах организовывалось кирпичное производство. Собственное кирпичное производство практически при строительстве каждого храма организовывали. Не возили ниоткуда кирпич. На месте его делали и клали храм.

— Полина Русина, библиотекарь краеведческого музея


Давно обмелела река. И вместо величественной Благовещенско-Михайловской церкви с неё теперь виден безликий банковский офис. За торговыми рядами, что напротив ГРТ, сейчас пустота. А когда-то возвышалась колокольня Казанско-Николаевской церкви. Её строили 26 лет, а разрушили за два года. Церковного кирпича хватило на мощение почти всех городских тротуаров и постройку нескольких домов.

Посетители всё это могут узнать на самой выставке, потому что каждая фотография снабжена кратким описанием истории храма и ссылкой, QR-кодом на пространное описание каждого храма. Эти очерки в 2012-2013 годах писала Светлана Шестакова, сотрудник «Православного Осколья». На данный момент – это наиболее полная информация об утраченных храмах. Когда мы верстали выставку, решили объединить всю имеющуюся информацию: и фотографии, которые хранятся в фондах музея, и очерки.

— Полина Русина, библиотекарь краеведческого музея


Экспозиция на первом этаже самого большого торгового центра города будет работать до конца марта. Вход — бесплатный.