Возвращение: «Васса Железнова» на сцене старооскольского театра
«Васса Железнова» — спектакль по мотивам одноименной пьесы Максима Горького уже был в репертуаре — под названием «Вся надежда моя…». После закрытия большой сцены постановку законсервировали. И вот спустя восемь лет спектакль вернулся — с новыми декорациями, костюмами и актерским составом.
История сильной женщины, главы огромной судоходной компании. Интересы «дела» подчиняют себе все остальные чувства. Но это на первый взгляд. Постепенно перед зрителем раскрывается истинная Васса — «просто человеческая женщина» со всеми муками и радостями обычной женской судьбы. Правда Васса способна не только любить детей своих и жертвовать ради них, но даже убивать и умирать ради них. В роли Вассы Железновой Марина Карцева. В предыдущей постановке с 2005 по 2010 Вассу играла Лариса Гурьянова. Это была одна из ее лучших ролей.
Это очень сложная физически работа и она под стать молодым актрисам, у которых много энергии, это же практически весь спектакль тянешь на себе. Я не знаю это видно из зала или нет. Но это так есть. Все окружение, ауру вывозишь на себе. Я с удовольствием отдала Марине Карцевой эту свою работу, она моя ученица, и вообще у нас прекрасные отношения.
— Лариса Гурьянова.
Спектакль «Васса Железнова» — режиссерская работа Ларисы Гурьяновой — полгода кропотливого труда.
Один я этот спектакль не вернул бы к жизни живым. А нужно было несколько месяцев его варить, подготавливать и я уже пришел и делал осторожно окончательные мазки на этом полотне. Правильны ли наши ощущения, что это еще более даже актуальный спектакль, чем был ранее. Потому что тот раскол общества, который сегодня идет и, который показан на примере семьи в «Вассе», он стал более антагонистичен, он стал более жесток, более не примирим.
— Семен Лосев, художественный руководитель старооскольского театра.
Бесподобны и правдивы горьковские образы порочного Железнова в исполнении Андрея Костикова, развратного брата Прохора — Дмитрия Горбовского, озлобленной Нататьи — героини Татьяны Соловей, юродивой Людочки — Ольги Кузнецовой и революционерки Рашель — Юлии Арсёновой.
Великолепны персонажи эпизодов — горничных, матроса Лёхи Пятеркина, отца и сына Мельниковых.
Вместе с героями зрители переживали, страдали, плакали и смеялись, во время спектакля зал несколько раз буквально взрывался аплодисментами.
На сцене события вековой давности, однако, история по-прежнему актуальна.
Актуально очень вообще. Тема актуальна во все дни. Главная мысль здесь — нужно быть счастливым — это главное.
— Виктор Дурнев.
Материальное благосостояние, наверное, не заменит человеческой души. Все-таки самое главное быть счастливым и стремиться к этому.
— Ольга Мещерякова.
Очень много вопросов и тем для раздумий. Я задумалась вообще о роли женщины в семье, нужно ли быть такой сильной, такой крепкой и твердой, как Васса Железнова. Может быть надо мягче, женственнее в отношениях между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми.
— Лариса Акинина.
Мне было десять. Я пришла в театр, поступила в театральную студию, и один из первых спектаклей который я посмотрела, была «Васса Железнова». Он мой любимый спектакль, смотрела его бесконечное количество раз. Знала всё: текст и реплики, кто куда ходит и кто что делает, кто где сидит. Спектакль очень сложный. Очень сложна и трудная история. Она болезненная, больная, после этого спектакля очень сложно думается, естся, пьется, ходится.
— Анна Величкина.
После спектакля зрители долго аплодировали артистам. Хрестоматийная классика может быть интересной. К слову, в 2005 году, когда первый раз ставили пьесу, боялись, что Горький и Васса Железнова в афише отпугнут зрителя. Именно поэтому спектакль шел под другим названием «Вся надежда моя…».
Время было такое в 2005, время было такое, когда в театр ходили очень мало. И нам казалось, что название «Васса Железнова», да и сам Горький — они не кассовые. Они отпугнут зрителя. А как назвать? Нужно какую-то фразу взять из самого спектакля. «Вся надежда моя…» — какая-то одна из центральных фраз, тема роли — надежда, и является названием спектакля.
— Семен Лосев, художественный руководитель старооскольского театра.
В 2007 году Лариса Гурьянова в одном из интервью после спектакля произнесла слова, которые стали пророческими: «Вся надежда моя, что город Старый Оскол, наконец, начнет толпами ходить в наш театр».
В следующий раз «Вассу Железнову» сыграют в начале февраля. Билетов уже не достать, впрочем, как и на все остальные спектакли — раскуплены до весны.