Время помнить: Наталья Филькова

Завтра, 9 декабря, Россия отметит День героев Отечества. Накануне праздника президент Путин вручил награды бойцам СВО. А сегодня 9 канал совместно со старооскольским Союзом ветеранов боевых действий запускает серию очерков о тех, кто погиб в горячих точках. Они служили в разное время и разных местах: Афганистан, Чечня, Донбасс… Но одно имя среди героев-оскольчан стоит особняком. Женское. Наталья Филькова — прапорщик Федерального агентства правительственной связи. Её застрелили в Ингушетии, в 2002-м. 

«У моей мамочки — каждый день — день рождения», — говорила Наташа, приезжая в Оскол. И дарила цветы. А теперь цветы круглый год у портрета. На нём Наташе Фильковой — 32 года. Навсегда 32. Снимок с траурной каймой для Анны Александровны, как иконостас. Где любимая дочь, словно святая. Невинно убиенная. Ушедшая в вечность. В январе — 21 год, как её убили.

«То не первое нападение на них было. Шли они с работы, их в подъезде встретили кавказцы в масках и начали стрелять. Диме больше попало пуль, но он остался жив. У него рука висела, как мешок с костями. Он закрывался рукой, пули ушли в руку. В Наташеньку — одна пуля. Она сразу…»

— Анна Шишкина, мама Натальи Фильковой.

О трагедии 17 января 2002 года СМИ писали скупо. Что в Назрани совершено нападение на сотрудников Федерального агентства правительственной связи. Двое неизвестных расстреляли супругов Дмитрия и Наталью Фильковых. Нашли или нет убийц дочери, Анна Александровна не знает. Да и не поможет это вернуть её девочку.

«Хотя говорят, что время лечит, но в данном случае не лечит. Всё так же остро. Снится. На день рождения поцелует меня и уйдёт». 

— Анна Шишкина, мама Натальи Фильковой.

На фото Наташа в форме — строгая и серьёзная. Не такая, как была в реальности. Солнечная, светлая, улыбчивая, с лёгким характером. 

«Я, конечно, хотела, чтобы она пошла в технический вуз. Мне хотелось. Но учителя меня вызвали и сказали: «Не мешайте. Она прирождённый учитель».

— Анна Шишкина, мама Натальи Фильковой.

Наташа поступила в орловский пединститут, встретила Дмитрия. 

«Студенткой вышла замуж за военного. Я, конечно, была не очень-то рада вначале. Когда я её отвезла в Орёл, как посмотрела, сколько там в форме ходит ребят. Говорю: «Наташенька, только, пожалуйста, не выходи замуж ни за военного, ни за иностранца». Она говорит: «Нет, мам, конечно, нет. Ты что?!» А получилось вот так. Я не думала, что такой будет конец».

— Анна Шишкина, мама Натальи Фильковой.

Но до страшного конца было ещё почти 14 лет. Счастливых и трагичных. Перед распадом СССР судьба занесла семью в Западную Украину. А в 94-м их направили в Закавказье.

«Они очень много натерпелись, конечно. Трудная у них служба была. Шла война, террор. Страшное было время». 

— Анна Шишкина, мама Натальи Фильковой.

В Грузии прожили 2 с половиной года. К тому моменту уже подрастал 5-летний сын Лёша. 

«В Тбилиси им не разрешали брать детей с собой. Дмитрий в сумке — ему было 5 лет уже — в сумке проносил его туда, на работу. Наташеньку дома оставлять с ребёнком было небезопасно. И она решила пойти учиться на связиста. Было, конечно, им очень трудно жить. По 3-4 месяца зарплату не выдавали. Они там очень плохо жили. Голодали». 

— Анна Шишкина, мама Натальи Фильковой.

В 98-м году Фильковых отправляют в Ингушетию. О работе рассказывали скупо — всё же правительственная связь. Не раз Наташа соединяла президента Ельцина. И он знал её голос. Успела получить благодарность и от Владимира Путина. Дочь редко жаловалась на трудности. Лишь иногда прорывалось усталое: надоело скитаться по углам. Правда, даже если бы супруги захотели уволиться, это было невозможно. Уровень секретности — высочайший. 

«У них выбора не было. В Ингушетии тяжело было. Ребёнка обижали в школе. Мальчишке досталось. Переживал он сильно. В синяках постоянно приходил. И потом они решили перевести его сюда, к нам. И ребёнка не было в тот момент, когда Наташенька погибла. Он был здесь, Алёша, у нас». 

— Анна Шишкина, мама Натальи Фильковой.

Сейчас Алёше уже столько лет, сколько было маме, когда пуля оборвала её жизнь. Парень — точная копия. И тоже стал военным. Он и рассказал бабушке, что память о прапорщике Фильковой увековечили. 

«В городе Магас. Это столица Ингушетии. И там открыли мемориал и там увековечено имя Наташеньки».

Разглядывая фотографии, мама гладит снимок. На нём Наташа ещё школьница. С открытой миру улыбкой. Не проходит дня, чтобы Анна Александровна не вспоминала о своей Наташеньке, не разговаривала с ней. Перечитывает письма, листает старые альбомы. А вот орден мужества достаёт редко. Больно.

«Конечно, смириться я не смогла. Мне помог выжить Алёша. У меня ж муж умер недавно, 4 года назад. И я их обоих чувствую. Вот чувствую. Мне не кажется, что я одна живу. Мне кажется, что я с кем-то живу. У меня всегда такое чувство. И я думаю, что они со мной тут». 

— Анна Шишкина, мама Натальи Фильковой.

И на мгновенье показалось, что и Наташа рядом. Обнимает маму и просит не плакать: она жива. Пока её помнят, жива.

Лариса Ульяненко, Евгений Левошко, Илья Самсонов — 9 канал.