«Забытые»: в Старом Осколе прошла премьера киноальманаха ко Дню Победы

Более 3000 памятников советским воинам снесли в Европе за последние годы. А потомков тех, кто освобождал узников концлагерей, объявили людьми второго сорта. Об уроках истории и настоящих героях российская компания «Инсайт люди» сняла фильм «Забытые». Это взгляд молодых блогеров на прошлое и настоящее. Одна из новелл снималась в Старом Осколе. 13 мая ленту увидели первые зрители.         

«Господа, пожалуй, выражу коллегиальное мнение и задам один-единственный вопрос: зачем миру ещё один фильм о Великой Отечественной войне?»

С этого вопроса зарубежных СМИ начинается кинолента «Забытые». А дальше — ответы. Некоторые настолько страшны, что люди в зале опускают головы. Хотя те события и сегодня разделяют 80 лет и киноэкран, пальцы сами сжимаются в кулак. В попытках создать высшую расу Рейх запустил программу «Источник жизни». Подходящих для «германизации» детей искали в других странах. Отбирая, как они считали, лучших представителей человечества, остальных выбраковывали. Тех, кто не прошел селекцию, отправляли в газовые камеры, расстреливали, сжигали. А сегодня «цивилизованный мир» «бракованными» объявил русских. Потомков тех, кто освобождал их предков из концлагерей. В общем, на этом можно бы и закончить с вопросом, «зачем ещё один фильм о войне». Но создатели ленты — молодые ребята — отсняли пять новелл. И каждая — весомый аргумент на чаще весов. После войны победителям на самом деле установили десятки тысяч монументов. Но сейчас на Западе идёт их снос. Эпидемия вандализма началась с Прибалтики. Особым рвением отличилась Польша.

«К началу 2024 года в прогрессивной Европе снесено более 3000 памятников советским воинам. Воинам-освободителям. Лидирует Польша. Почти 500 монументов пали жертвой русофобии. Когда-то 6 млн поляков пали от рук нацистов. Зачем снимать об этом фильмы?»

В прошлом году в Риге снесли памятник латышской героине Зенте. За спасение 32 советских солдат с поля боя девушка получила орден Красной Звезды. А спустя годы — порцию ненависти от «благодарных» земляков. Подвиг молодогвардейцев пытались оболгать на Украине. О них, героях Краснодона, пятая новелла. Роли подпольщиков в «Клятве» сыграли парни и девушки из Старого Оскола. Во время просмотра многие зрители вытирали слёзы. А когда зажёгся свет, зал, не сговариваясь, аплодировал.

«Наша новелла снималась у нас в городе. Одна из локаций — музей Ерошенко. Немцев соглашались играть. У нас больше ребята отказывались играть украинских военных. — Вы на войну как-то посмотрели по-другому? — Да, конечно. Я ездил за «ленточку», и очень сильно моё мнение ко всему происходящему поменялось. Это очень сильно на меня повлияло. — А что поменялось? — Когда всё началось, я не знал, как ко всему этому относиться. Ну, я думаю, как и многие люди. То есть я понимал, что это Украина, братский народ. Что вообще происходит? Как с этим жить? Я не знал, где правда, где ложь и, побывав там, я своими глазами всё это увидел».

— Алёна Стратулат и Андрей Бородовицин, представители компании «Инсайт люди» в Старом Осколе.

«Забытых» сняла компания «Инсайт люди». Участвовали 5 регионов. И везде — молодые команды, блогеры. Чтобы лучше почувствовать своих героев, непрофессиональные актёры сидели на холодном цементном, как в фашистских застенках, полу. Многие актёры заставляли своих напарников действительно испугаться. Доходило до того, что актёры-девочки очень боялись актёра Виталия, который играл немецкого офицера.

«То есть, они правда, начинали его бояться в какой-то момент. Это очень, очень страшно, когда ты читаешь, на самом деле, что происходило с этими молодогвардейцами, с молодыми — 14, 16, 18 лет девчонки-пацаны, у меня ужас, мурашки. И всегда хочется плакать. Мы показали лишь малую часть того,  что с ними делали».

Староосколец Владислав Юрин сыграл фашиста.

«Было сложно принять на себя роль немца. Всё-таки я был за зло, не за добро. Даже это поспособствовало тому, чтобы понять, насколько было страшно жить в то время. — Помните впечатления от первого просмотра? — Слёзы. Меня больше всего тронула тема с концлагерями, где задействованы дети. Когда это просто безжалостно. Когда… Ты даже не можешь дышать. Ты смотришь в этот момент, а слёзы катятся. Вот даже сейчас начинаю очень сильно… Нет, сложно говорить об этом».

— Владислав Юрин, участник проекта «Забытые».

Роман Артюшкин признаётся, фильм наложился на его впечатления от увиденного в Крыму.

«Я был участником смены в «Артеке». И в рамках смены мы выезжали в концлагерь, расположенный в Крыму. Это ужасно. Никто не может в мире иметь право на исключительность. Никто не может становиться выше всех. И, безусловно, селекции не место в нашем мире. Все мы люди, и все мы заслуживаем права на жизнь».

— Роман Артюшкин, зритель.

После кинопросмотра в зале подняли вопрос, что фильм непременно нужно показать в школах, техникумах и институтах. Без пафосных слов и нравоучений. Просто взять и показать. Ребята сами всё поймут.

Лариса Ульяненко, Евгений Левошко, Илья Самсонов — 9 канал.