«Жизнь после смерти»: как справиться с утратой близкого человека

Выбраться из этого состояния без посторонней помощи порой невозможно. Психотерапевты советуют не закрываться от боли, а позволить себе прожить ее и начать помогать другим, как делает это староосколец Александр Еремин, почти два года назад похоронивший сына. Материал Анастасии Иконниковой. 

Этой тропинкой, к могиле сына, Александр Еремин ходит постоянно. На памятнике — красивый, молодой мужчина. Сын. Герой. Андрей Еремин погиб в марте 2022 года.  

“Они погибли втроем, экипаж танка. Они герои. Герои Российской Федерации. Настоящие герои. Служили по контракту, они избрали этот путь. В танк, который подбили, там было два командира, погибли Андрей и Алексей — старший лейтенант Гребенщиков. Он был у Андрея командиром взвода, а Андрей был замком взвода у него”. 

— Александр Еремин.

Александр Иванович и сам военный, служил в спецподразделении СОБР. На фронтах Великой Отечественной воевал и его отец. Не потерять голову от боли утраты помогла гордость за сына и православная вера. 

“Дети наши, военнослужащие, контрактники, мобилизованные — все целенаправленно пошли туда. Они за нас с вами, чтобы жизнь продолжалась. А жизнь будет продолжаться всё равно. Будет победа за нами, как бы это ни было тяжко, тяжело, трудно. Мы сейчас ходим постоянно в храм. Мы как бы сейчас себя отдали Богу. Молимся за ребят. Духовно это тоже помогает. В храме побудешь — и на душе становится легче”. 

— Александр Еремин.

Главным делом жизни после гибели сына, признается Александр Иванович, стала поддержка наших солдат в зоне СВО. 

“Он у меня опору из-под ног выбил. Я стоял на двух ногах, а сейчас я на одной, но я сейчас на одной ноге всё равно держусь, потому что нужно жить. Занимаюсь гуманитаркой с нашим Союзом ветеранов боевых действий старооскольским. Мы создали группу «Ветераны войнам России» и работаем с тульской 106-й ВДД, непосредственно там служат наши старооскольцы ребята. Мы адресной доставкой оказываем гуманитарную помощь”. 

— Александр Еремин.

Считается, что нет особенной разницы, как именно погиб человек. Люди всегда одинаково чувствуют синдром непрожитого горя. Ушел человек на войну или внезапно попал в больницу и умер — роли не играет.  

“Существует два вида переживания горя: осложнённое и неосложнённое. Неосложнённое горе — это вариант нормы, когда человек, после утраты близкого, проходя все этапы, возвращается к повседневной жизни, симптомы депрессивные и тревожные его покидают навсегда. А осложненное горе — это когда переживания повторяются вновь и вновь. Годы, десятки лет. В некоторых случаях даже всю жизнь. И это считается патологический путь”. 

— Наталья Родина, психотерапевт старооскольской окружной больницы Луки Крымского. 

Психотерапевты говорят, что в норме на возвращение к обычной жизни после потери близкого человека нужно около года. 

“Первый этап — это отрицание. В норме длится до 10 дней. Следующий этап — это неприятие. Длится он около 40 дней, человек как бы начинает умом отпускать, а телесная память его ещё не готова отпустить. И в этот промежуток времени может отмечаться, когда увидел в толпе умершего, услышал его голос или услышал топот его шагов. Люди часто пугаются этого. Но если это не переходит в более выраженные симптомы, то это вариант нормы”. 

— Наталья Родина, психотерапевт старооскольской окружной больницы Луки Крымского. 

После идут еще три стадии. Причем, не только в случае гибели близких, такие этапы проживают те, кто разводятся, теряют работу или друзей. Торг — человек может продолжать бороться или пытаться исправить ситуацию, когда этого уже нельзя сделать. Затем наступает депрессия и только спустя большой промежуток времени — принятие. 

“Оно как раз следует всегда за депрессией, когда депрессия сходит на нет, человек возвращается в повседневную жизнь. Есть такой важный и приятный критерий, когда сохраняется, так называемая, светлая грусть, а негативных эмоций при воспоминании и разговоре с умершим уже не отмечается. В этот момент человек уже вернулся к обычной жизни”. 

— Наталья Родина, психотерапевт старооскольской окружной больницы Луки Крымского. 

В горе, говорят специалисты, главное — не замыкаться. Не тонуть в страданиях и отчаянии. Важно не осуждать и не ругать себя. И не стыдиться обращаться за помощью к близким или к медикам.  

Анастасия Иконникова, Павел Казакевич, Илья Самсонов — 9 канал.