50-летний юбилей отмечает ведущий актер Старооскольского театра Сергей Лысенко
Сергей Лысенко сыграл более 85-ти ролей — среди его работ как остро комедийные, так и глубоко драматичные образы. Моноспектакли актера высоко оценены на многих престижных театральных фестивалях. Игра Лысенко — это тот редкий, счастливый случай, когда можно прийти на спектакль и поверить.
Более 85-ти ролей в почти восьмидесяти спектаклях. Шекспировский Меркуцио, тургеневский Карл Клюбер, отец Пушкина, Сеньор Горошек, король танцев, червяк, скоморох, студент, колхозник, уголовник, князь Мстиславский и множество других образов.
«Плавненько перешли в разряд благородных отцов, — делится Сергей Лысенко, — то есть мальчиков с колокольчиком нам уже не играть, вот. Сейчас “озером надежды” поотсвечиваем и начнем из себя представлять мудрых таких персонажей».
Любимых ролей нет, говорит Лысенко. Есть те, которыми живешь. Особняком самостоятельная работа «Я, Фейербах» по Танкреду Дорсту.
В этом году бенефиса Сергея Лысенко не будет. Не потому что иссяк или некогда. Причина до обидного банальная.
«В театре, да и в городе вернулись бы к бенефисам актеров, вот это было б замечательно, — считает актер, — потому что ситуация, я понимаю, всегда в России сложная финансовая, но когда говорят, что не могут объяснить, что такое бенефис, почему сбор спектакля нужно отдать именно актеру, а не вернуть в кассу. То есть это для меня странно, непонятно, и, честно говоря, убого»!
Откровенно, резко и честно. В этом весь Лысенко. Прямолинейность никогда не мешала в актёрской карьере, скорее наоборот.
«Характерные роли у него получаются, классные, со стрункой внутренней, хорошей стрункой, — рассказывает актер Александр Гаврилов. — Нам нельзя быть размазнями, понимаете, иначе работать не сможем. Мы должны быть в чем-то убеждены очень».
Сергей Лысенко отмечает день рождения в один день с Александром Гавриловым. Партнеры на сцене, друзья в жизни родились с разницей ровно в год.
«Я больше молчать люблю, я такой… А вот он всегда душа компании, всегда. С ним интересно. Со мной можно молчать, а с ним разговаривать — вот, в принципе, и вся разница между нами», — поделился Александр Гаврилов.
Роль Борьки Брелка из «Знать бы прикуп» — первая главная в карьере. Без замен и перерывов более двухсот раз Сергей Лысенко в потрепанной телогрейке выходил на сцену и играл вора-домушника. Кстати, именно в этой постановке Лысенко однажды буквально спас спектакль, когда на сцене неожиданно погас свет.
«Мы частенько его играли на выездах, — вспоминает Гаврилов, — и вот аппаратура, провода на сцену, растяжки, все-все-всё, прожектора почти открытым приемом, и знаете, в какой-то момент штекер вышел и всё. Че делать? И он разыграл ситуацию, что он бежит, спотыкается, и вот пока спотыкался, перекувыркивался, включил обратно, свет появился! Это вот подвиг такой».
Свой режиссёрский потенциал Лысенко реализует в спектаклях-монологах. Он умеет одновременно быть на сцене и видеть происходящее там со стороны. Играя, не симулирует эмоции, а извлекает их из собственной памяти, это чувства, пережитые им когда-то. Кстати, о памяти. В труппе говорят, что у Лысенко уникальный дар запоминать текст мгновенно.
«У Сереги великолепная память. Он учит текст страницами!… Я так не умею, мне надо сидеть неделю четверостишие учить, а он с листа так — раз и читает».
Моноспектакли Сергея Лысенко всегда проходят на одном дыхании. Будь-то «Простые житейские истории», монолог Искандеровского Адгура или «Фейербах». Блистательно и пронзительно, без изъяна и с большим уважением к зрителю. Ну и куда же без любви. Сентиментальную бродвейскую комедию «В будущем году, в то же время» зрители полюбили сразу. Аморальная история или один из самых чистых и светлых рассказов о любви? Ответ на вопрос остается открытым.
В 50 Сергей Лысенко входит философски, с присущими ему любопытством, наблюдательностью и тонкой иронией.
«Как Фейербах говорил, открыл дверь, посмотрел — талант, вторую открыл — ой, уголовщина, третью — а, серая обыденность, четвертую — погубленная жизнь. Мне очень нравится этот тезис, что жизнь состоит из дверей и коридоров. Ты открываешь какую-то дверь и по какому коридору ты пойдешь? Посмотрим, я там не был еще».