Ушла эпоха… Старый Оскол скорбит по поводу смерти Николая Петровича Шевченко
Вся Белгородчина скорбит вместе со Старым Осколом — 9 июля ушел из жизни легендарный человек — Николай Петрович Шевченко. Почти полвека он посвятил Старооскольскому краю, породнившись с этой землей. Он строил заводы и комбинаты, руководил горкомом и областным исполкомом, трижды избирался главой нашего города, дважды депутатом РСФСР — Верховного Совета и народным. Почетный гражданин Старого Оскола и Белгородской области, Почетный строитель России. Церемония прощания с Николаем Шевченко пройдет 11 июля во Дворце спорта «Аркада» с 10 до 12 часов. Отпевание начнется в час дня в храме Сергия Радонежского. Похоронят Николая Петровича на Каплинском кладбище на аллее Почетных граждан.
Эпоха. Легенда. Глыба. Николай Петрович Шевченко — даже в высоком кресле родной и близкий старооскольцам. Новость о его смерти мгновенно облетела весь округ. Таких мэров больше не будет, грустно говорят горожане.
Николай Петрович Шевченко — народный мэр. Такой типичный сын своей Отчизны и в то же время такой монументальный. Он руководил городом с 1996 по 2007, три срока подряд, при безоговорочной поддержке на всенародном голосовании. Его не просто любили, ему верили. Голодное, нищее военное детство, подростком — изнурительный труд на буровых скважинах, 7 лет в армии, потом монтаж собственными руками заводов-гигантов, и, наконец, политика, в которой, оказывается, возможно сохранить порядочность. Кто-то скажет, тяжелая была жизнь, а сам Николай Шевченко считал себя удачливым и даже счастливым человеком. Потому что мог позволить себе редкую роскошь — без стыда глядеть в глаза землякам.
Идем с ним по Старому Осколу, по окраине, летом, на берегу пляжа, который строится, и подбегают ребята и говорят: «Здравствуйте, Николай Петрович». Он говорит: «Здрасьте, здрасьте, хлопцы». И они его так берут так за руку… Я спрашиваю: «Коль, внуки?» — «Да нет…» — «А кто?» — «Да я не знаю…» Трогательно. Понимаете… можно что угодно придумать, что угодно поставить, сочинить. Но вот когда к тебе подбегают малые дети, берут за руку, заглядывают так снизу вверх в лицо и о чем-то спрашивают, это же значит, что они принесли это от родителей, из дома. Это то, чего сейчас так не хватает. А у Николая Петровича это получается так естественно! И это прекрасно. Это самое главное, возможно, что запомнится, что останется — тепло, которое было отдано людям.
— Гарий Немченко, писатель, друг Николая Шевченко
Случай, рассказанный Гарием Немченко, с которым Шевченко вместе начинал трудовой путь на Запсибе — один в многотиражке, другой -монтажником, может удивить только тех, кто не бывал в Старом Осколе. Свои размышления о нашем городе, о своем старом друге и о товариществе писатель Немченко объединил в книге «Бригадир». Головокружительная карьера главного героя романа — Николая Петровича Шевченко — не выдумана. Он прошел путь от слесаря-монтажника 4-го разряда до управляющего трестом.
Под его руководством строились десятки объектов по всему Союзу и даже в Африке. Его опыт строителя, созидателя пригодился и в Верховном Совете РСФСР — вместе с Валерией Новодворской входил в Комиссию по разработке проекта новой Конституции Российской Федерации. Спорил с демократами, защищая нужды простого народа. Также честно отстаивал потом интересы Оскола. Это в бытность Шевченко мэром появилось полушутливое, но весьма амбициозное выражение — Старый Оскол не первый город в области, но и не второй. Это он затеял грандиозный, выражаясь современным языком, апгрейд территории, и сумел вывести Оскол на лидирующие позиции в стране по социально-экономическому и культурному развитию. Судьба края, ставшего родным, волновала его до последних дней. Он радовался успехам и радел за будущее.
Никакого секрета нет, что у нас лучший губернатор в России, самый опытный. И, конечно, Евгений Степанович, весь город благодарит вас за трехлетку, но есть нижайшая просьба от всех присутствующих, от всех старооскольцев — пообещайте продлить трехлетку до пяти лет!
— Николай Петрович Шевченко
Шевченко уважали не только подчиненные, но и руководство — он никогда не поддакивал и не заискивал. Порядочность, подкрепленная мужеством, позволяла ему жить в согласии с совестью. При этом оставаясь надежной опорой для высшего руководства.
Николай Петрович, на мой взгляд, это человек, который обладает каким-то неповторимым магнетизмом. Чем он притягивает? Я себе задавал вопрос — почему всегда тянет к Николаю Петровичу? Да потому что он сделан из материала, который очень прочный, очень русский, очень порядочный, очень крепкий и очень надежный. Его жизнь — это для всех нас открытая книга, которую мы должны читать, листать и делать так, как делал он. Николай Петрович, спасибо вам за то, что вы сделали для нашей страны! Спасибо вам за Белгородчину! Вы сделали вместе со своими коллегами, товарищами ее новый облик, создали ее новый экономический потенциал. Спасибо вам за Старый Оскол!
— Евгений Савченко, губернатор Белгородской области
Государственный и общественный деятель, опытный производственник и крепкий хозяйственник, примерный семьянин, мудрый товарищ, надежный друг и по-настоящему порядочный человек — личность Николая Петровича Шевченко наиболее глубоко сумел отразить Виктор Вербкин в биографическом документальном очерке «Иного не дано». Его знакомство с Николаем Петровичем началось в 1996 году. Шевченко тогда был избран на пост главы, а Вербкин работал заместителем главного редактора газеты «Зори». Позже — Виктор Вербкин в команде Шевченко стал помощником главы, возглавил пресс-службу. Дух книги определяет эпиграф из Евангелия — «Жатвы много, а делателей мало».
По сути, биография Николая Петровича — это биография нашей страны на протяжении двух столетий. То есть, прошлого века и нынешнего. Она все главные этапы отразила: и войну, и послевоенное время, и период великих строек. И затем период перестроечный. Николай Петрович из плеяды тех, того поколения, которые работали в силу долга, ответственности, совести — для страны, для государства, не всегда думая о себе. К сожалению, сегодня таких делателей немного, а жатвы много, работы много.
— Виктор Вербкин, журналист, член Союза журналистов России, краевед
Жатва для Шевченко была не просто образом трудолюбия, он действительно знал цену хлеба. И тяжелые воспоминания, не отрекаясь, пронес через всю жизнь. В своем последнем телевизионном интервью для проекта 9 канала «Свидетели войны», Николай Петрович рассказал, как в голодном 42-ом однажды едва не обрек семью на смерть, потеряв хлебные карточки. Уже тогда, 8-летним мальчишкой, он научился брать ответственность на себя.
Две недели, 15 дней, никто там повторных карточек не выдавал, но спасибо за то, что хоть не месячные карточки это были. И, как ни странно, приходилось просить хлеб. А вообще, вот то, что касается хлеба, вот этот аромат возле пекарни или когда машина приходит, он вообще раздражал, убивал. Дело в том, что самое страшное изо всех этих эпизодов, это недоедание, это голод, это голодные глаза детей, это то, что осталось на всю жизнь. Я дал себе слово, что, если вот там выживем, я никогда не буду есть черный хлеб. Ну и, так, одно время, придерживался этого.
— Николай Петрович Шевченко
Активное содействие малому и среднему бизнесу, городское строительство, инфраструктура, благоустройство, поддержка талантливой молодежи, продуманный генеральный план архитектурного развития… Своей деятельностью Шевченко определял не только время, в котором жил, но и будущее. Он вывел Старый Оскол на новый уровень и изменил само сознание старооскольцев, никогда уже больше не считавших родной край провинцией. Человек слова и дела, настоящий патриот и Гражданин. Вместе с Шевченко уходит эпоха. Уходит безвозвратно, оставляя ощущение огромной потери. Но сохранится память — в сердцах и душах горожан, и в каждом уголке Оскола.