История старого еврейского кладбища, показанная в репортаже 9 канала, получила продолжение

Сюжет, опубликованный на нашем сайте, увидели потомки семьи Либерманов. Спустя 70 лет после захоронения, они впервые побывали на могиле своей прабабушки — Софьи Иосифовны Либерман — как выяснилось, матери хорошо известного в Старом Осколе Иосифа Либермана, долгие годы преподававшего юриспруденцию в геолого-разведочном техникуме.

Дети Иосифа Наумовича Либермана впервые на могиле своей бабушки. Когда ее не стало, Елене Иосифовне было всего полгода, брату Льву — едва исполнилось три.

Чуть-чуть помню. Помню ее сережки, и я вот так игрался ими, но она не ругалась. Вот это таблички — это делал дед сам. И себе он сделал. Он жил рядом со второй школой, а я мальчишкой туда бегал, и вот я видел, как он все это вырезал. Вот только было год рождения, а года смерти выбито не было. Но это точно.

— Лев Иосифович Либерман


Дед Наум пережил свою Соню на 10 лет. Он умер в 1963-ем. Но точно определить место его захоронения сейчас очень сложно — с соседних могил таблички с именами давно исчезли. Елена Иосифовна, как и ее брат, с рождения в Старом Осколе. Однако, признаются оба, были уверены, что старое еврейское кладбище давно уже уничтожено. Когда увидели знакомую фамилию в репортаже 9 телеканала, испытали настоящее потрясение.

Долгие годы почему-то меня убеждали в том, что оно не сохранилось. Честно сказать, я вообще думала, что оно уже не существует или находится где-то в домовладении, где уже все давным-давно убрано. Вчера для меня это было откровением, что оно нашлось. Знаете, когда были молодые, не сильно расспрашивали, некогда было. А сейчас, когда возраст — не у кого.

— Елена Иосифовна Анпилова (в девичестве Либерман)


Правнучка Юля тоже едва сдерживает слезы.

Иногда аж щемит в сердце от того, что думаешь, почему ты не узнал? Не спросил об этом раньше, когда было можно. Особенно с возрастом понимаешь, что не хватает этой нити, не хватает понимания, может быть, жизни. Я всегда с детства знала о прабабушке Софье. У меня даже была мечта: вот если у меня будет дочь, назову ее Софья.

— Юлия Теленькова


Среди семейных реликвий потомков Либерманов — серебряная ложка. Ее сделал мастер часовых и ювелирных дел Наум Либерман.
На почетном месте в доме и давно остановившиеся часы, сделанные мастеровитым предком.
А этой вышивке гладью, сделанной прабабушкой — примерно сто лет. Софья Иосифовна имела прекрасное образование — она окончила одно из первых женских высших учебных заведений в России — Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге, владела шестью языками. И сумела дать отличное образование двум своим сыновьям — Льву, который стал математиком, и Иосифу — нашедшему себя в юриспруденции.
Младший сын Юлии — Тимофей живо интересуется историей предков. Проект четвероклассника о героической судьбе его прадеда — фронтовика Иосифа Наумовича Либермана занял первое место в областном конкурсе.

Проект был о прадедушке, рассказывал о том, что он был танкистом, то, что ездил на зверобое, ИСУ-152. Рассказывал, кем он был, как воевал. То, что он ушел на войну добровольцем, с футбольной командой со своей. Теперь я тоже футболист и достигну таких же успехов, как и мой прадед.

— Тимофей Теленьков


Иосиф Либерман — 19-летний староосколец — ушел на фронт добровольцем в сентябре 41-го. В составе тяжелого танкового полка прошел всю войну. Гвардии младший лейтенант участвовал в кровопролитных боях под Данцигом, освобождал от фашистов Кенигсберг, брал Берлин. Его награды потомки свято берегут.

Он мало рассказывал, очень мало. Говорил: война — это тяжелая работа.

— Лев Иосифович Либерман


После войны Иосиф Наумович закончил юридический факультет МГУ и около сорока лет преподавал в ГРТ. Его имя известно всему бывшему Союзу — выпускники старооскольского геолого-разведочного техникума были и на Крайнем Севере и в средней Азии. Ученики искренне уважали своего педагога — за обостренное чувство справедливости, доскональное знание предмета и настоящую любовь к русской земле. В конце жизни Иосиф Наумович принял православную веру, крестился и был отпет по всем церковным канонам. Вместе с женой Тамарой он похоронен на городском кладбище в квартале воинских захоронений. Теперь семья будет ухаживать и еще за одной могилой.

Анна Семенова, Алексей Грачев, Ирина Чуликова, 9 канал

P.S. На заброшенном еврейском кладбище после нашего сюжета побывало столько старооскольцев, сколько не было за последние полвека. Это лишь подчеркивает, что историческое место памяти интересно горожанам, и они надеются, что местные власти предпримут все необходимые меры, чтобы предотвратить окончательное разрушение захоронения.

Увидели сюжет 9 канала, заинтересовались, что в нашем городе есть вот такое кладбище, никогда не знали. Думаем, надо быстренько сходить и посмотреть, пока оно еще есть. Интересно узнать о своем городе что-то новое.

— Инна и Игорь Федотовы