«Алло, полиция!»: 28 марта — День службы дежурных частей МВД России
«Щипачи», «писари», «ширмачи» — эти воровские «специализации» почти исчезли. Уходят в прошлое «форточники» и «шапочники». Устаревшие способы отъёма денег отмирают. Но на смену приходят новые, с интернет-уклоном. Масштаб украденного у оскольчан растёт. Поэтому телефонные звонки в дежурной части не смолкают ни днём, ни ночью. В День службы дежурных частей МВД в полиции побывала Лариса Ульяненко.
Тех, кто принимает звонки в дежурной части, обыватели представляют статистами. Что сложного, записать вызов? На самом деле, это — ситуационный центр. Раскроют ли полицейские преступление, и как быстро, решается в первые сутки.
«Когда приходят молодые сотрудники, они тоже недооценивают работу дежурной части. Позвонили, приняли вызов, записали и всё. Вот на этом, как раз, всё и начинается. Вся работа. Кого туда надо послать, как послать, как быстро. Мы организовываем и принимаем самостоятельные решения. И, порой, именно от наших решений зависят судьбы людей. Это не высокие слова. Это проза жизни».
— Андрей Гребёнкин, ветеран ОВД, начальник смены дежурной части с 1997 по 2016 г.
По словам майора Гребёнкина, звонки принимать легче, чем общаться с потерпевшими вживую. Пока человек дойдёт, он успокоится, накал страстей спадёт. Но есть у полиции категория «постоянных клиентов». Особенно много звонков от них весной, осенью и в определённые фазы луны.
«Те лица, которые неадекватно себя ведут, они одни и те же. И звонки строго каждую смену, отзвонилась, всё, доложила всё: у меня радиация в квартире, надо принимать меры. Срочно! Всё, срочно выезжаем, принимаем».
— Руслан Таранов, начальник смены дежурной части УМВД по Старому Осколу.
Такие вызовы отвлекают и мешают. Но не приехать нельзя. А время потрачено впустую, тогда как другим требуется реальная помощь. Самый тяжёлый день — пятница. Впереди выходные и оскольчане уходят в отрыв. Но всё это меркнет на фоне вала мошенничеств.
«В последнее время очень много вызовов с различными типами мошенничеств. Очень много. Многие звонят, они иногда и не переводят денежные средства, а просто звонят для консультации. Что мне делать? Многие сами приходят, пишут заявления. Это бич, честно».
— Руслан Таранов, начальник смены дежурной части УМВД по Старому Осколу.
А вот наши кошельки в натуральном виде преступников интересовать почти перестали.
«Смысла нет воровать кошельки. Что ты в этом кошельке можешь найдёшь? 100 рублей? Карточки? Но воспользуешься этой карточкой — преступление, это кража денежных средств со счёта. Это будет считаться тяжким преступлением. Зачем воровать кошелёк, если можно человека обмануть по телефону. Поэтому эти преступления уходят».
Сходят на нет и уличные грабежи. Им на смену пришли магазинные. Чаще их совершают маргиналы, наркоманы.
«Открыто берёт то или иное имущество и выносит на глазах, ему говорят: «Стой! Ты куда, родной? Куда ты?» А он говорит: «Идите вы все на…»
Прежде чем попасть в дежурную часть, полицейский должен не менее трёх лет отработать в другом подразделении. Ведь «дежурка» первой принимает удар. И тут важно не сломаться, не выгореть.
«Вырабатывается иммунитет профессиональный. Не бросаться в эмоции. Потому что ну, если пожар, сгорели дети, ты сразу начинаешь переживать. У всех у нас дети есть. Сразу примериваешь на себя… И тогда не работа будет. Так нельзя делать».
— Андрей Гребёнкин, ветеран ОВД, начальник смены дежурной части с 1997 по 2016 г.
«Я, например, о работе никогда дома не разговариваю с семьёй. Работа это отдельно, семья — отдельно. У меня масса своих занятий дома: и спорт, и активный образ жизни, огородом увлекаюсь, у меня собаки две. Мозги должны отдыхать. Хотя иногда смены бывают очень тяжёлые. Приходишь и отойти не можешь».
— Руслан Таранов, начальник смены дежурной части УМВД по Старому Осколу.
А благодарность чаще достаётся участковым, следователям, патрульным. Про тех, кто принял звонок или заявление быстро забывают.
«Это как нонсенс, что кто-то отблагодарил именно дежурную часть. Благодарность — это хорошо выполненная работа. Удовлетворение от того, что ты хорошо её выполнил. Вот и всё. Работа. Как сейчас ребята у нас воюют — работают. Так и здесь».
У ребят из «дежурки» — фронт невидимый, однако именно они находятся на передовой борьбы с преступниками.
Лариса Ульяненко, Евгений Левошко, Михаил Локтионов — 9 канал.