Аутичные дети: общение и жизнь в коллективе
Сегодня во всем мире отмечают день распространения информации об аутизме. Аутист может родиться в любой семье, сегодня это каждый 68-й ребенок. И с каждым годом их число увеличивается на 13% — по данным Всемирной организации здравоохранения. Над поиском причин бьются тысячи лабораторий по всему миру.
Эмилю Галееву восемь и у него аутизм. В этом году мальчик пошел в школу. Сначала учился в специальном классе, а во второй четверти Эмиля перевели в обычный класс.
«Очень много работал, и домашние задания мы выполняем в срок, и приходим, он уже не так устает — он уже адаптировался к школьной среде, к этому режиму. Пока мы идем вровень, где-то он идет медленней, в любом случае ему нужно время», — поделилась Ксения Галеева, мама Эмиля.
Эмиль наравне с одноклассниками читает, пишет и считает. Сложнее с общением. Но и тут прогресс. В школе у мальчика появились первые друзья. От обычных мальчишек и девчонок Эмиля отличает только постоянное присутствие тьютора. Верный помощник всегда рядом — на уроке и на перемене.
Сегодня дети с аутизмом могут учиться в обычной школе. В Старом Осколе первый ресурсный класс для них открылся в шестой школе. В классе всего четыре ученика. У каждого своя программа обучения и индивидуальное расписание.
«Немного другой режим, нагрузка у детей другая, уровень материала — он значительно меньше, а так я не могу сказать, что большая разница. Замечательно, что есть тьюторы, чтобы работать один на один с ребенком. Можно найти индивидуальный подход и подробнее объяснить, с учетом особенностей ребенка, необходимый материал», — пояснила Марина Тимощук, тьютор ресурсного класса школы № 6.
На уроках первоклашкам помогают сосредоточиться на работе вот такие мотиваторы — у каждого свой!
«Здесь прикрепляется картинка то, что происходит в данный момент, сейчас мы видим расписание Саши Мельникова, у которого сейчас будет урок, а дальше Саша пойдет отдыхать в сенсорную комнату. Это дети, которые могут сконцентрироваться и работать, зная, что после этого они будут чем-то вознаграждены: кто перерывом, кто сладким угощением», — рассказала Ирина Морозова, заместитель директора школы № 6.
Необычные первоклассники вместе со всеми обедают в столовой, играют на переменах и ходят на общие уроки музыки, физкультуры, рисования и труда. Так дети-аутисты учатся общаться и жить в коллективе.
Всего на Белгородчине создано восемь ресурсных классов и дошкольных групп для детей с диагнозом аутизм. Безусловно, этого крайне мало. Большинство ребят находятся на домашнем обучении и лишены возможности социализации, а значит, взаимодействие с обществом так и останется для них недостижимой целью.