До православной Пасхи осталось три с половиной недели

Половина Великого поста позади. До Пасхи — три с половиной недели. Что можно и нужно делать в оставшиеся дни, как не превратить пост в диету, надо ли поститься детям, чем опасно лидерство, — на эти и другие темы поговорили с настоятелем храма Феодора Стратилата Николаем Дубининым. 

Фраза «Я на Посту» звучит, так, словно человек записался в стражники и выполняет важную миссию. В общем-то, так оно и есть. Оградить себя от злобы, суеты, пресыщения едой и удовольствий, не впустить в душу зависть, хоть немного одолеть лень — Великий пост — время потрудиться, побороться с собственными грехами. Но как правильно это делать? 

“Люди всегда склонны к крайностям. Одна крайность, когда люди говорят: главное поститься духовно. И не позволять себе гадости говорить, увеселения какие-то в сторону убрать. Ну а кушать я буду то, что и кушал. Это — крайность. Нужно, в конце концов, иметь послушание церкви. Так благословляет церковь. Ты её чадо. Стало быть, послушайся церкви. Мама сказала? Делай. Не надо перечить. Не надо своего придумывать. Поэтому, для нас церковь, как мать, даёт нам послушание, мы его выполняем”. 

— Иерей Николай Дубинин, настоятель храма Феодора Стратилата. 

Но и зацикливаться на ограничениях в пище тоже неверно. В центре поста не еда — Спаситель.  

“Пост — это дисциплина, которая кому-то посвящена. Здесь Кому-то — с большой буквы. Адресат — Тот, для кого мы это всё делаем — это Господь. И поэтому пост должен быть Христоцентричен. То есть Христос в центре нашего подвига. Если будешь поститься в качестве диеты, если даже ограничишься в проявлениях своего характера, но если это всё не Христу, а просто ну для галочки, так сказать, вот я выполнил, вот я попостился, такой пост пользы не принесёт. Духовной пользы. Поэтому, конечно, в центре поста должно быть богослужение”. 

— Иерей Николай Дубинин, настоятель храма Феодора Стратилата. 

Пост — это не только ограничения, но и молитвы, исповеди, причастия. Это — обращение ко Христу.

“Вот давайте аналогию. У отца есть дети. Они могут ему переслать деньги, завозить продукты, ставить под дверь. Но если нет личного общения, ну отец, наверное, будет рад продуктам питания или переводу денежному. Но он подумает, Господи, ну зашёл бы ты обнял меня. Не нужны мне эти деньги, со мной поговори. Вот Бог от нас ждёт этой любви ответной. Пусть для нас венцом, идеей самой главной, высоким идеалом будет общение со Христом. Через молитву, через богослужения. Тогда все подвиги Поста будут на пользу”. 

Молиться можно и своими словами. Но лучше не изобретать велосипед и, как в литературе обращаемся к классикам, так и в православии нужно читать молитвы святых отцов. 

«Когда человек воспитан на классической культуре, на классической литературе, может красиво, образно мыслить и говорить. То же самое и молитва. Когда мы молимся теми словами, какими царь Давид молился… Почитайте псалтирь, почитайте псалмы, мы так никогда не повторим. Как он чувствовал Бога! Красота в его чувствах и мыслях”. 

Соблюдать пост непросто даже воцерковленным людям. Поэтому не нужно требовать от детей такой же самоотдачи.  

“Ребёнок ещё не вызрел до внутренних, вот этих личных отношений с Богом. Его можно приучать фрагментами. Давай сегодня попостимся, например, потому что завтра причащаешься. Но взять и навалить на ребёнка тяжесть вот этого Великого поста, ну, это будет неправильно. Мы же не грузим на ребёнка поклажу, который только взрослый несет. Она его раздавит. Так что и здесь всё в меру должно быть. Для каждого возраста — своя мера”. 

— Иерей Николай Дубинин, настоятель храма Феодора Стратилата. 

Строгих правил, с какого возраста нужно соблюдать пост, нет. Многое зависит и от здоровья, и от духовного развития ребёнка. Некоторые и в 7 лет понимают, что не слушать маму, лениться — грех. А иные, дожив и до 60, считают себя безгрешными. 

“На исповеди меня очень радует, когда ребёнок самого малого 7-летнего, возраста начинает анализировать и трезво смотреть на самого себя. У нас есть такая мода, печальная мода: не делайте замечаний моему ребёнку, мы растим лидера, он у нас самый лучший. А потом этот лидер в 15 лет на олимпиаде, оказавшись с другими, не менее талантливым, а может быть, более талантливыми детьми вдруг сталкивается и понимает, что он не такой уж самый умный, как его воспитывали, самый грамотный, начитанный, красивый и талантливый. И у таких детей бывают срывы. Потом они в уныние впадают. Родителей начинают винить. Очень важный момент! Поэтому, когда ребёнок начинает исповедаться с детства, у него трезвый, объективный взгляд на самого себя”. 

— Иерей Николай Дубинин, настоятель храма Феодора Стратилата.

Ориентация на лидерство в последние годы у нас весьма популярна, в том числе в школах. Однако это палка о двух концах. Если в спорте подобный нарратив нужен, в обычной жизни излишнее самомнение может сыграть злую шутку. 

“Высокомерие, которое невольно порождается или эгоизм, но начнёт рушить отношения с другими людьми. Жить с эгоистом — это же наказанье Божие. Любовь вообще не предполагает эгоизма, она предполагает жертвенность: уступить, простить, попросить прощения. Эгоисты — это одинокие люди. Они обидчивые, они раздражительные, они очень сварливы, гневливы. Вот какую цену приходится платить за лидерство”. 

— Иерей Николай Дубинин, настоятель храма Феодора Стратилата. 

Строгие правила в Великий пост помогают навести порядок в душе, жизни, отношениях с близкими и Богом. Впереди — страстная седмица. 

«Это проживание последних дней жизни Господа Иисуса Христа. Это Великая среда, Великий четверг, особенно Великая пятница. Тот, кто найдёт в это время силы и возможность прийти в храм, он вместе со Христом пройдёт путь от Тайной вечери до Голгофы, до распятия. И, конечно же, потом Пасху можно встретить гораздо более радостно”.  

Лариса Ульяненко, Павел Казакевич, Илья Самсонов — 9 канал.