Драгоценный праздник: сегодня отмечается День ювелира

Слово «ювелир» на тюркском означает «умеющий гравировать», на персидском — «драгоценность», с немецкого языка переводится как «драгоценный камень». По сути, верно всё. Ювелир занимается и гравировкой, и драгоценными металлами и камнями. Хотя сейчас рубины и бриллианты вытесняют фианиты всех цветов: дешево и сердито. Сдаёт позиции и золото, уступая серебру. В День ювелира в мастерскую заглянула Лариса Ульяненко. 

С профессией ювелира связано много мифов. Например, что они с лёту отличают драгметалл от подделки. В большинстве случаев это так. Но иногда даже реагенты не распознают под слоем покрытия обманку. 

«Когда мы работали в ломбарде, принесли изделие с бирками, цепи, с бирками, всё полированное. Даже я не натёрла. У меня была настолько стопроцентная уверенность, что они золотые. Но когда прошёл срок, оказалось не золото. А что это было? Покрытие хорошее».

Ещё один миф, что ювелиры — обеспеченные люди. Однако доход среднестатистического представителя этой профессии невелик. И те, кто работает на себя, могут получать меньше, чем их коллеги, которые трудятся на ювелирных заводах. В Белгороде зарплата на подобном предприятии доходит до 80 тысяч рублей. Однако ювелиров-предпринимателей туда берут неохотно, уверяя, что им на потоке будет тяжело. Если раньше этой специальности обучали в старооскольском училище №2, сейчас большинство — самоучки. 

«Это кропотливая работа. Не каждый к этому готов. Это не то, чтобы сел и сразу изготовил. Надо неделю-две потратить, чтобы изготовить изделие. Нарисовать, представить себе, как это будет. Делали браслет по фотографиям, которые были сделаны с компьютера. Человеку так понравилось. Мы не могли найти оригинал. Вырисовывали каждую детальку. Если что-то не нравилось — переделывали. Ну заняло где-то месяца два по этому браслету. Но мы добились — человек довольный».

— Ольга Кущ, директор ювелирного салона.

Мода на украшения циклична. Сейчас в тренде то, что носили в 80-е. Цыганские серьги, дутые «калачи», массивные браслеты, широкие кольца. Обычно украшения заказывают по каталогам. Но нередко просят сделать копии известных ювелирных домов.

«Молодые люди, особенно девушки, приходят по брендам что-нибудь. Мужчины сейчас себе начали заказывать шёлковые шнурки с гильзами, так называемые, гайтаны. Мужчины начали себя больше любить. Детское — шнурочки, крестики. Шёлковые ниточки и крестики. Может, года 2 или 3 было в тренде, знаете что? Сосочки. Золотые, серебряные. — Подвесочки? Нет, настоящие, натуральные сосочки. Только они были в золоте». 

— Ольга Кущ, директор ювелирного салона.

Вкус москвичей, губкинцев и оскольчан заметно разнится. Москвичи уважают неброскую платину. А вот Губкин скромному обаянию буржуазии предпочитает роскошь Востока.

«У нас вот город Губкин блещет. Очень любят дорогие изделия и магазины везут более дорогое. Особенно с выставок. Последние тренды, бренды не в Осколе — в Губкине. Такое ощущение, что мы два разных города. Они даже заходят, их по внешнему виду можно отличить. Дорого одеты. Сами изделия, какие на них, показывают, что они не из нашего города. У нас люди поскромнее». 

— Ольга Кущ, директор ювелирного салона.

Из-за дороговизны золота, украшения лет 20 назад стали делать пустотелыми. 

«Более лёгкие, более воздушные. Которые, не так, как было раньше. Когда раньше 583 — они прямо полновесные. Если ты взял кольцо, так оно будет граммов 8-9 весить. А сейчас из этого 9 граммов кольцо сделать на грамма 2-3. Это гораздо легче и покупателю это больше подходит. А на качестве как сказывается пустотелость? Плохо. При малейшем ударе, при малейшем каком-то движении оно может лопнуть, оно может погнуться». 

— Ольга Кущ, директор ювелирного салона.

Самое дорогое золото — жёлтое, 750 пробы. Самое чистое и мягкое. Популярно и «белое», покрытое родием. Сплав красивый, однако многим напоминает серебро.

«А у нас любят в основном красное. Уже сразу понятно, что это красное золото. Потому что когда лимонное приносим, изготавливаем, они: «Мммм…Цвет — не золотой» Ну почему? Он же как чистота. Нет, вот нам вот так, пожалуйста. Красненький». 

По словам Ольги Кущ, оскольчане гораздо чаще заказывают изделия из серебра, чем из золота. Но работа мастера и по одному металлу, и по-другому стоит одинаково. И в любое изделие ювелир вкладывает душу. 

Лариса Ульяненко, Евгений Левошко, Михаил Локтионов — 9 канал.