Две «теплушки» образца 1941-го года восстановили старооскольские железнодорожники
Эти вагоны в составе поезда Победы в мае проследуют по станциям Юго-восточной железной дороги.
Когда фашисты готовили вероломное нападение на Советский Союз, они были уверены — в стране слабо отлажена транспортная система. Однако железная дорога справилась. Несмотря на то, что за годы войны были уничтожены 65 тысяч километров железнодорожных путей, почти 15 тысяч паровозов и мотовозов, 428 тысяч вагонов, 317 депо и 4 тысячи станций, эшелоны, перевозящие солдат, боевую техника и припасы шли к фронту безостановочно. За годы Великой Отечественной по «железке» СССР было перевезено около 20 миллионов вагонов.
До наших дней из них сохранились не многие. Большая часть из тех, что осталась, хранится на государственных складах. Увидеть вагоны образцы 1941-го года простому обывателю практически невозможно.
Это «теплушка» — один из символов Великой Отечественной войны. По железным дорогам СССР такие вагоны курсировали до конца 40-ых. В деревянных коробках, утепленных войлоком, с печью буржуйкой перевозили людей и животных.
В старооскольское вагоноремонтное депо две «теплушки» попали с путей отстоя в Валуйках. Построены были в 1941 на заводе «Красный Профинтерн». Время их не пощадило. Офицерский или штабной вагон пострадал сильнее. Слесарь Александр Корнев и сварщик Николай Корнев совершил практически чудо.
Вон тот вагон был пострадавший больше, там практически 70 процентов борта заменено на новое, ну и все остальное там поменяно. Осталась установка опор для движения по открытой местности и покраска.
— Николай Корнев, сварщик вагонного депо
Полностью заменить пришлось ходовую часть — вагоны для узкоколейки не подходят под нынешнюю ширину рельс. Восстановлена буржуйка, отреставрированы окна. Для Николая Корнева эта работа особенная. Отец фронтовик, сам он прошел Афганистан.
У меня свое чувство. Отец воевал, мне досталось, так что… Молодежь, которая сейчас… уже уходит для них война. Осталась только на картинке. Рассказывать уже, практически, некому… о той войне. Так что чувства такие, вот, напряженные… ну, я не знаю, как это выразить.
— Николай Корнев, сварщик вагонного депо
Отреставрированные офицерский и солдатский вагоны уже через пару дней отправятся в Воронеж. В составе поезда Победы проедут по маршруту Юго-Восточной железной дороги, планируется, что будет остановка и в Старом Осколе.
Я думаю, он должен объехать все станции, чтобы все-таки донести ту историю. То, что происходило во время Великой Отечественной войны, до нашего поколения, до поколения наших детей, чтобы эта история не забывалась. Вообще сама идея — она позитивный характер носит. И я считаю это правильно.
— Алексей Моногаров, начальник депо Старый Оскол