Год спустя. Как живут украинские беженцы на старооскольской земле
Год назад — в июне 2014-го в Старый Оскол прибыли первые беженцы с Украины. Всего за это время в Оскол приехали больше трех тысяч украинских граждан. 50 уже уже вернулись обратно на Родину, еще около ста — отправились в другие регионы России по программе переселения. На сегодня в трех пунктах временного размещения — гостиницах «Русь», «Юность», и Металлург» находится 203 украинца. Как живут, что планируют — об этом в нашем репортаже.
Анна Нужная из Макеевки Донецкой области приехала сюда в июле прошлого года, и действительно оказалась нужной — она волонтер координационного общественного штаба по работе с беженцами.
«Помогаем, консультируем наших же беженцев, — рассказывает Анна, — помогаем им освоиться здесь. Успокоиться, и хотя бы понять, что дальше делать, потому что приехав сюда, очень тяжело сразу понять, что тебе нужно делать, куда бежать. Оставить там, все, что было нажито, все, что люди имели — дома, квартиры, дай Бог, что они там остались целыми… А те, которые разрушены — это просто такая боль!… Просто они приезжают в одних тапках! Вот женщина приехала в одних тапках, говорит: хорошо, что я успела схватить документы».
Но есть и те, кто устроился в гостинице, как в санатории и даже не думают что-то менять. Зачем? Жилье, свежая постель, хорошее питание.
«Приехав сюда, они понимают, что вроде уже не стреляют, вроде уже и ничего, и вот год уже живут на гособеспечении» — продолжает Анна Нужная.
Семья Ани — муж и сын — пока еще однозначно не решили, будут ли возвращаться на Украину или оформлять российское гражданство.
«Вообще хотелось бы гражданство, но в Белгородской области очень сложно получить гражданство, пока не могу ответить на вопрос, вообще хочется домой, хотя и здесь уже считаешь свой дом. Мы живем на квартире. Прожив здесь 2 недели, мы сразу сняли квартиру, живем двумя семьями, потому что тяжело одному платить», — поделилась Анна.
Директор гостиницы «Русь» Николай Марченко хорошо помнит, как год назад приехали первые беженцы:
«Это был 12 июня — День России, поэтому я очень хорошо запомнил. Первый автобус пришел — 29 человек. Мамы с детьми, то есть мужского населения там практически не было».
Сегодня ситуация абсолютно иная.
«Из наших 203 — 70 человек мужчины, которые нужны, наверное, больше там, чем здесь, — считает Николай Марченко.
Старый Оскол — лишь пункт временного размещения. Тем украинцам, кто решил осесть в России, предлагают отправляться в регионы, которые участвуют в программе переселения. Николай Марченко поясняет:
«Там им предоставляют жилье какое-то, работу дают, какие-то подъемные денежки дают. Там проще… Получить гражданство в Белгородской области — 7 лет, получить гражданство в регионе по программе переселения — до 7 месяцев. Понимаете разницу — 7 лет и 7 месяцев».
Из двухсот трех граждан Украины, что находятся сегодня в пунктах временного размещения, 54 — дети. Не в каждом жилом доме встретишь столько детских колясок на входе. А вот в гостинице Руси такое количество детского транспорта никого не удивляет — на сегодня здесь живут 11 малышей в возрасте до 3 лет
Конечно, детям легче — они быстрее осваиваются и привыкают к новому месту. Хотя искренне скучают — по друзьям, оставшимся на Украине.
Кирилл Корсун родился в Старом Осколе. Людмила приехала сюда за 10 дней до рождения второго сына. Свои роды в чужом городе вспоминает с благодарностью, коллективу роддома передает искренний привет:
«Персонал отличный, Они вообще молодцы! Приняли роды, дай Бог им всем здоровья — всему роддому».
Да и вообще Людмила благодарит за заботу всех — и руководство гостиницы «Русь», и коллектив столовой «Славянка», где питаются беженцы. Присоединяется к ней и Ирина Долгопятова из Луганска. Ее дочка успешно закончила в Осколе второй класс:
«Экзамены написала на 5 и 4 — математику и русский. Нравится, как дома. Вот атмосфера и в школе, и здесь — как дома все».
Стеценко Ирина со своей семьей по программе переселения собирается в Калининград, там есть родственники:
«Мы ждали «временное убежище», а тут нельзя никак. Никак не получается».
Объяснений тому, что происходит на Украине и тому, почему эти люди вынуждены были бросить всё и искать пристанище в чужой стране — нет и не будет. Большинство переселенцев и не ищет ответов на эти вопросы. Они стремятся полностью использовать шанс начать все заново.