«Городок провинциальный»: новая выставка в краеведческом музее

В витринах — предметы конца 19-го начала 20-го в. Вещи принадлежали старооскольским купцам, священникам, учителям. Представлены товары, которые выпускали в Старом Осколе. Воссоздать виды дореволюционного города помогают старинные снимки и картины местных художников.

В музее собраны свидетельства того времени, когда Оскол и, в самом деле, был уездным. Без слободок — всего-то 10 тыс. жителей. Однако, несмотря на провинциальность, отсталым он не был. Работали школы, библиотеки, народные читальни, типография, училища. О той эпохе на выставке рассказывают две сотни раритетов. 

«Город был купеческий. Купцы нашего города занимались благотворительностью. Много денег жертвовали на образование, на помощь бедным людям. На благоустройство города. И пекарни были, и маслобойный завод. В нашем городе было 17 небольших заводов. В основном были предприятия по переработке сельхозпродукции. И, в частности, были свечные заводы. Были заводы пивоваренные».

— Ирина Есипова, заведующая научно-экспозиционным отделом краеведческого музея.

Под стеклом — деревянный верстак для изготовления свечей. Подставки для керосиновых ламп, кузнецовский фарфор, Библия 1894 года, похвальные листы 1909-го, швейная машинка, журналы. А ещё — дореволюционные снимки оскольчан.

«У нас было фотоателье братьев Никитиных. И как раз стоит такой их фирменный знак, что эта фотография сделана в ателье братьев Никитиных. Она была территориально на Ленина или…На улице Курской в основном всё было, потому что в городе было три главных улицы на начало 20 века. Это Курская — ныне Ленина. Белгородская — ныне Комсомольская. И Воронежская — ныне Пролетарская. И 28 малых улиц и переулков».

Каким был Оскол, можно судить не только по редким снимкам, но и по картинам нынешних художников. Три работы — Александра Филиппова. Ещё одна — сотрудника музея Константина Филатова.

«Он известный экскурсовод в нашем городе. Он ещё и художник. Вот, написал картину, наш Старый Оскол. Видна Казанско-Николаевская церковь, Михайловская».

Были в Осколе и лодочная станция, и летний театр.

«Уроженец слободы Ямской Иван Михайлович Ампилов обладал великолепным голосом и был солистом Мариинского театра в Санкт-Петербурге. И в отпуск приезжал к нам в город. И он давал бесплатные концерты в летнем театре. Жители города собирались, он исполнял арии из опер. К сожалению, он от сердечного приступа скончался прямо на сцене Мариинки».

Прежний Оскол славился красивыми церквями — только в центре возвышалось 6 храмов, мог похвастаться городским садом и даже магазином грампластинок.

«В магазинах купца Игнатова, как только появились граммофоны, тут же были закуплены, продавались. И так как это было достаточно дорого, то люди приходили специально послушать граммофон. Они платили деньги. Приказчик включал ту пластинку, которая людям была нужна».

—  Ирина Есипова, заведующая научно-экспозиционным отделом краеведческого музея.

Если бы можно было прогуляться по тому, провинциальному, городку, Ирина Есипова признаётся: первое, куда бы она зашла — это храмы.

«Потому что, например, Богоявленский собор, там были такие знаковые иконы. Например, икона «Знамение Божией матери». Говорят, когда в 1831 г. в городе бушевала эпидемия холеры, жители города сделали крестный ход с иконой — и эпидемия прекратилась. Посмотреть вот эту храмовую культуру, прежде всего, наверное. Ну и, может быть, заглянуть в гости к какому-нибудь купцу. Посмотреть обстановку».

—  Ирина Есипова, заведующая научно-экспозиционным отделом краеведческого музея.

Но за кулисы прошлого заглянуть нельзя. А в музей — запросто. Выставка работает до начала октября.

Лариса Ульяненко, Павел Казакевич, Илья Самсонов — 9 канал.