Губернатор Евгений Савченко отреагировал на снос «дома с аркой»
Дом дворянина Петра Воейкова, снесенный по распоряжению старооскольской администрации, теперь словно призрак, периодически напоминает о себе. Здание с более чем столетней историей уничтожили в 2016 году. Насколько правомерны были действия местных властей? С этим вопросом пообещал разобраться лично губернатор Белгородской области Евгений Савченко. Печальную историю старооскольского дома с аркой ему рассказали журналисты на пресс-конференции и даже процитировали ответ главы округа Александра Гнедых на вопрос журналистов 9 телеканала по поводу снесенного дома. Наша коллега с областного интернет-портала «Го-31» Мария Литвинова попросила главу региону законодательно исключить возможность повторения сноса исторических зданий:
«Мой вопрос касается исторического и культурного наследия, к которому я точно знаю, вы неравнодушны. Недавно суд оштрафовал старооскольскую администрацию за снос столетнего дома дворянина Воейкова. Дом этот снесли скоропостижно. В тот момент, когда велась экспертиза, заказанная местными жителями, активистами, чтобы признать этот дом исторической архитектурной частью города. Дом уникальный, очень красивый. Александр Гнедых тогда в комментарии телевидению сказал, я сейчас процитирую: „Арка и арка! Какая историческая ценность? Да никакой! Мы заведем сюда инвестора, который построит дом лучше“. Если не получается реставрировать дома, понятное дело, что это дорого, то лучше их законсервировать и оставить до лучших времен, чтобы стояли. Потому что сносить исторический памятник, который формирует лицо города или может быть, формировал лицо города, только потому, что восстанавливать его очень дорого либо это будет материально невыгодно, не респектабельно, это все равно, что не лечить пожилых людей. Ведь они тоже болеют, они могут приносить такую пользу обществу, как молодые люди и давайте тогда прекратим это делать».
«Я вот, честное слово, я, наверное, не совсем посвящен в эту проблему сноса, — говорит Евгений Савченко, — давайте мы еще дополнительно разберемся по Старому Осколу. Но решение суда есть. Там же должна и прокуратура куда-то смотреть, надзорные органы вмешиваться прежде, чем принимаются такие решения, даже скоропостижные, как вы сказали. Их не должно быть! Моя позиция заключается в том, что все, что создает дух, душу территории, а это прежде всего здания, старые здания, архитектурно-выразительные той эпохи, в которую они были построены. Отражающие дух той эпохи, они должны быть, безусловно, все сохранены. Все абсолютно! Вот и если сегодня денег нет или они заморожены, значит мы готовы его за 1 рубль продать, лишь бы для того, чтобы они новому достались собственнику, который по нашему обязательству его восстановил, и привел его в такое нормальное состояние, чтоб оно радовало людей, на протяжении нескольких там десятков, а может даже и столетий. Не так много-то, к сожалению, в нашей области этих зданий осталось — купеческих. Вот мы стараемся сохранить каждую купеческую постройку, каждую помещичью постройку, которая была у нас. Вот я был недавно в Чернянке, и очень порадовался, что фактически музей создан — музей в музее. Само здание — это шедевр. Архитектурный маленький шедевр для Чернянки. Они его отреставрировали, они его привели в порядок, изразцы сохранили, камины сохранили, внутреннее убранство, розетки на потолке — те, которые там исторически еще были. И получаешь колоссальное удовольствие не только от тех экспонатов, которые там представлены в этом краеведческом музее, но и от созерцания самого здания. Здание дышит историей. Это очень и очень важно. Войны и революции очень многое уничтожили. Мы не будем превращаться в тех революционеров и тех захватчиков, которые это делали, мы все будем сохранять, что создано до нас и представляет историческую ценность»!
Полная версия пресс-конференции главы региона размещена на сайте телерадиокомпании «Мир Белогорья».