Как не стать жертвой цифровых мошенников и научиться законно отстаивать свои интересы

Об этом студентам старооскольского политехнического колледжа рассказали в День защиты прав потребителей. Встреча прошла под эгидой областной акции «Права потребителей: изучаем, просвещаем, защищаем!»

«Справедливые цифровые финансовые услуги» — так звучит девиз Всемирного дня защиты прав потребителей в 2022 году. И он выбран не случайно. Пандемия COVID-19 ускорила цифровизацию. Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных. Всё больше покупок совершаются через интернет, но некоторые сайты сохраняют данные и перепродают их третьим лицам. Мошеннические схемы порой поражают воображение. Представители администрации, банков и юристы, посредствам презентаций и обучающих мультфильмов, буквально на пальцах, объясняли студентам простые, но важные правила поведения в интернете.
Участникам областной акции «Права потребителей: изучаем, просвещаем, защищаем!», рассказали и о том, что делать, если вы всё же стали жертвой обмана. И здесь речь не только о мошенничестве. Порой при заказе товара через интернет — он может просто не прийти или вместо купленного халата в коробке приходит тапок или человеку навязывают услуги, к примеру, без его согласия подключают платные подписки. В таких ситуациях действует закон о защите прав потребителей.

Схема, в принципе, одинаковая. Первоначально, согласно действующему законодательству, в обязательном порядке вы должны обратиться с потенциальным письмом в адрес хозяйствующего субъекта, будь то продавец или представитель, оказавший услугу. В претензионном письме всегда рекомендую написать, чтоб дали письменный ответ в течение десятидневного срока. И уже по истечению этого срока можно предпринимать дальнейшие действия по защите своих прав и интересов.

— Ольга Клименко, юрисконсульт «Центра гигиены и эпидемиологии в Белгородской области»


Банкоматы, банковские терминалы — устройства самообслуживания, мобильный банк, маркетплейсы и интернет-магазины — все это экономит время и облегчает нам жизнь, но таит в себе десятки подводных камней. И если молодёжь ещё хоть как-то разбирается с новыми тенденциями в цифровой сфере, то старшему поколению овладеть данными инструментами гораздо сложнее. Это стало отдельной темой беседы.

Надо меньше доверять незнакомым номерам, не брать. Больше заботиться о своих родных, особенно пожилых людях. 

— София Потапова


С начала года в старооскольский отдел Роспотребнадзора поступило 72 письменных обращения о защите прав потребителей, лично обратились 120 человек. По двум фактам территориальный отдел подал иски в суд.