Как поддержать талантливых детей и как выявить таланты, обсудили на коллегии управления образования

Театр и спортклуб – в каждой школе, «разговоры о важном» по понедельникам, изучение наномедицины и биотехнологии – новшества, которые с сентября ждут учеников, педагоги обсудили на коллегии управления образования в 20-й школе. Главный вопрос: как поддержать талантливых детей и как эти таланты выявить. Подробности — у Ларисы Ульяненко.

Какие критерии, чтобы мы считали детей одарёнными или неодарёнными? Как можно сразу сказать человеку: «Ты одарённый, а ты — неодарённый»? Это очень сложный вопрос.

— Тамара Беликова, заслуженный учитель, почётный гражданин

Наряду с понятием «одарённый ребёнок» у нас появились понятия «способный ребёнок» и «ребёнок талантливый». Одарённость — это самородок. Их не может быть по определению много. Но способных детей у нас сегодня достаточно. Их нужно разглядеть и не потерять.

— Ирина Попогребская, директор центра допобразования «Одарённость»


Как разглядеть и не потерять, на коллеги обсуждали долго. С дискуссиями и акцентом на проблемах. Одна из них — недостаточная поддержка талантов. Вторая — не хватает компетенций самих учителей. Из 959 педагогов, работающих с одарёнными детьми, только 96 повысили профуровень. Третья причина — необходимо пересматривать устаревшие методики. Одних дипломов и грамот для отличившихся сейчас недостаточно. Нужна материальная поддержка. И тех, кто достоин поощрения, на самом деле больше.

Одна из проблем — премию «Одарённость» ежегодно вручают лишь одному обучающемуся организации. В 2015 году таких детей от школы было 15.

— Ирина Попогребская, директор центра допобразования «Одарённость»


Одарённые, талантливые, способные — с ними занимаются в садах и школах, на факультативах, в секциях и клубах. Многие дети ходят на 2-3 кружка.

Задача, поставленная губернатором, это 100% охвата детей допобразованием плюс досуговая деятельность. Уже к сентябрю 2023 года этот охват должен составить 95%.

— Лариса Бугримова, замначальника департамента по соцразвитию администрации округа


Есть опасность перегрузить ребят. У старшеклассников при шестидневке максимальная нагрузка 37 часов. Не считая домашних заданий. Дети трудятся больше взрослых. Образовательный процесс, включая секции и кружки, идёт с 8 утра до 10 вечера. С сентября в нём очередные перемены.

В каждой школе будет спортклуб, в каждой школе будет театр. Уже в 50% школ есть театры. С 1 сентября в образовательных организациях будет введён обязательный новый курс внеурочной деятельности. И будет называться «Разговор о важном». По всей России это будет. Единое время начала в 10 утра.

— Мария Ревякина, начальник отдела воспитания допобразования управления образования


Каждый понедельник классные руководители станут общаться с детьми на темы, связанные со страной, патриотизмом. Обещают острых вопросов не избегать. О чём, и как правильно говорить, педагогов научат на спецкурсах. «Разговоры о важном» рассчитаны на 34 часа. Ещё одно новшество касается краеведения и туризма — этого будет больше. Придут к нам и биотехнологии с наномедициной. Изучить эти востребованные направления можно в кружках. Талантливым и одарённым, помимо учёбы и олимпиад, будет, где себя проявить. Останется только найти на это время.