«Мелодию виниловой пластинки» слушаем в краеведческом музее

В краеведческом музее — новая выставка. В этот раз — музыкальная. Граммофоны, патефоны, радиолы, проигрыватели, афиши и, конечно, пластинки. На любой вкус и возраст. Среди экспонатов есть и раритеты. Некоторые датированы концом IXX началом XX века. «Мелодии виниловой пластинки» слушала Лариса Ульяненко.

Главный хитмейкер страны — так называют Юрия Антонова. Общий тираж альбомов — 48 миллионов экземпляров. В 80-е его голос звучал буквально отовсюду. Сегодня диск с портретом музыканта — экспонат выставки «Мелодия виниловой пластинки». Многое из представленного в краеведческом музее — подарки оскольчан. Некоторые пластинки можно послушать.
Хранятся в запасниках и раритеты. Например, граммофон — собственность купца Лихушина. Того самого, в чьём особняке располагается музей.

В нашем музее хранится большая коллекция пластинок. Причём, даже есть пластинки конца 19-го начала 20 века. Представлена уникальная пластинка, которая продавалась в в магазине купца Игнатова. То есть у нас были купцы Игнатовы, которые имели свои магазины, где в городе были вывески «У купцов Игнатовых всё дёшево». И один из магазинов, как раз вот где продавали граммофоны, в самом магазине стоял граммофон, где приказчик ставил пластинку, и посетители магазина могли послушать.

— Ирина Есипова, старший научный сотрудник краеведческого музея


Граммофоны стоили дорого: 25-30 рублей. За технику с серебряной трубой просили 500! Купить такое чудо мог далеко не каждый, а послушать хотели многие.

Чтобы послушать граммофон, покупали билеты, как на киносеанс. Это вызывало удивление, восхищение. Это Шаляпин записан. Наш земляк, уроженец слободы Ямской Иван Михайлович Ампилов, который пел на сцене Мариинского театра. Часто в отпуск приезжал в наш город и в городском Летнем театре давал концерты бесплатные. И тоже его голос был записан на пластинку. Здесь она представлена в экспозиции.

— Ирина Есипова, старший научный сотрудник краеведческого музея


Первые в России грампластинки стали выпускать немецкие предприниматели в 1910 году в подмосковном селе Апрелевка. Позже фабрику переименовали в завод.

Сначала пластинки делались из шилака. В Индии живут жучки, которые выделяют смолу, из которой строят свои раковины. И вот из этой смолы — шилака — она очень гибкая — делали пластинки. Но для того, чтобы сделать одну пластинку, нужно было около 4 тысяч таких жучков. То есть это очень дорого.

— Ирина Есипова, старший научный сотрудник краеведческого музея


С появлением пластмассы производство стало намного дешевле. Расцвет популярности пластинок в Советском Союзе пришёлся на 60-80 годы. Миньон стоил 70 копеек, диски-гиганты — 2-70. Однако меломаны говорят, качество советских грампластинок было низким. Хуже выпускала только болгарская фирма «Балкантон». Нашу «Мелодию» поляки, чехи, венгры и, само собой, югославы, обставляли на раз.
В СССР было восемь заводов грампластинок. Худшее качество выдавал Ташкентский завод. Даже новые пластинки были кривыми и звучали с треском. Неудивительно, что импорт стоил дорого. Впрочем, и за альбомы заграничных исполнителей, выпущенные у нас, фарцовщики просили по 15, 20 и 30 рублей.

Выпускали в основном те, которые… ну как сказать, разрешены были, наверное. Вот Мирей Матье, например. У нас есть пластинка, такая маленький диск — миньон. И там группа «Битлз». Но там не написано, что она «Битлз». Там просто — вокально-инструментальный ансамбль — Великобритания. И вот четыре песни. «Битлз» не указан, просто авторы: Джон Леннон, Пол Маккартни.

— Ирина Есипова, старший научный сотрудник краеведческого музея


До 21 века не дожил ни один из восьми заводов. Последним, в 1997 году, «умер» «Апрелевский». Сейчас старые пластинки и технику можно увидеть разве что на блошиных рынках. Или в краеведческом музее.