Музей, в котором можно помолиться

Всемирный День музеев отмечается сегодня. Как правило, их посещение ассоциируется с тишиной, созерцанием и запретом на фотосъемку. Однако, в Старом Осколе есть необычный музей, в котором можно нарубить дров, поработать — на огороде или в цветнике, спеть «гимн стоя» — так переводится с греческого слово акафист, и попросить о чуде. Следующий репортаж из епархиального дома-музея владыки Онуфрия, архиепископа Старооскольского.

Когда-то этот маленький домик был крупным духовным центром. Первый епископ Старооскольской епархии Онуфрий не имел отдельного помещения для работы. Ссыльный владыка принимал здесь и священнослужителей, и простых людей, приходивших за благословением.

Именно вот эта комната, 8 квадратных метров, где мы сейчас находимся, номер 57. Эту комнату мы называем условно «келья владыки Онуфрия». Действительно здесь он молился, он за этим столом работал — указы, распоряжения писал, людей принимал. Все стекались сюда, поэтому этот дом на тот момент стал не просто центром епархии Старооскольской — стал духовным центром. И сегодня мы этот момент возрождаем.

— Светлана Шестакова, директор дома-музея священномученика Онуфрия, архиепископа Старооскольского


Прежде, чем дом на улице Пролетарской перевели из разряда «личного подсобного хозяйства» в статус религиозного использования, прошло несколько десятков лет. Всё это время за ним присматривали верующие и сумели сохранить обстановку, в которой жил с 1929 по 33-й годы владыка Онуфрий. Фонд музея регулярно пополняется. Действует акция «Мой экспонат в музее».

Но среди всех этих экспонатов появляются вот такие жемчужины. Вот оригинальная личная фотография владыки Онуфрия. Она хранилась здесь, в Старом Осколе, у женщины. Женщина верующая, конечно. Этих людей сегодня мы называем «хранители памяти святителя Онуфрия».

— Светлана Шестакова, директор дома-музея священномученика Онуфрия, архиепископа Старооскольского


И в доме, и в музейном дворе — всё дышит памятью о священномученике Онуфрии. Здесь прошли его последние свободные дни, пусть в ссылке, но в мире. Расстреляли владыку в первый день лета 38-го года, в Благовещенске. Захоронен святой в братской могиле, место которой неизвестно до сих пор.

Особый интерес вызывает вот эта яблоня, которая располагается возле лестницы, потому что владыка Онуфрий любил возле этой яблони прогуливаться и молиться по чёткам.

— Светлана Шестакова, директор дома-музея священномученика Онуфрия, архиепископа Старооскольского


Дому музею святителя Онуфрия Гагалюка 17 мая исполнилось три года. За это время он существенно преобразился — и внутри, и снаружи. Прихожане Ильинского храма, куда относится дом-музей, помогают содержать территорию в порядке — здесь есть небольшой огородик, цветник и даже аптекарская грядка.

Мы с удовольствием сюда ходим потрудиться, поработать, и это все сближает, объединяет, и силы появляются. Идешь, вроде, из последних сил, а приходишь и работаешь с таким удовольствием, и идешь домой — усталости не чувствуешь. Потрудиться — это очень славно, мы приходим часто.  

— Александра Симон


Настоятель Ильинского храма иерей Виктор Тишин и сам не чурается физической работы. С прихожанами пилит дрова, занимается стройкой, ищет средства для музея.

В этом году мы постараемся по возможности максимально всё сделать, на что нам хватит сил и средств. Сейчас делаем забор. Все эти металлические части, кирпичную стену обошьем деревом, потому что в те времена металл был дорогим и мало где встречался. А здесь жил аптекарь, и не бедный, но и не богатый человек. Поэтому нужно попытаться стилизовать всё-таки ближе к той эпохе.

— Иерей Виктор Тишин, настоятель Ильинского храма

Даже электропроводку в доме, проведенную минувшей зимой, удалось найти под старину. А в качестве светильников приспособили старинные керосиновые лампы. Мастеровитыми руками прихожан отреставрировали мебель, восстановить которую, казалось, невозможно.

Мы, когда его везли на реставрацию, я низ отвез, а верх пытался как-то впихнуть в машину. Женщины помогают, а машина у меня не очень большая, плохо залазит, они говорят: «Это куда? На свалку?» Я говорю: «На реставрацию, пихайте, починят!»

— Иерей Виктор Тишин, настоятель Ильинского храма


Минувшей зимой завершили сложнейшую работу по замене перекрытия потолка. Установить на цокольном этаже швеллера вместо прогнивших деревянных балок — задача непростая и трудоёмкая. Только утеплителя — из гречки вперемешку с глиной (так раньше утепляли пол) вывезли 800 килограммов. Капитально отремонтировали печи, а их в доме целых три.

Вот эта печка полностью вся рабочая. Мы ее вот почистили всю, промазали, — видите?

— Иерей Виктор Тишин, настоятель Ильинского храма


Впереди еще много дел: заменить ветхие оконные рамы, изолировать фундамент от сырости, благоустроить двор. Но главное, о чем мечтают в музее — открыть новые экспозиции. Они будут посвящены утраченным храмам Оскола, монахиням, что пекли здесь прсосфоры, старооскольцам-священнослужителям, погибшим в застенках за веру, и мирянам, ценой собственной жизни сохранивших святыни.