На линии войны: старооскольская больница будет полностью перепрофилирована под ковид-госпиталь

Полноценный ковид-госпиталь будет развернут на базе стационара старооскольской окружной больницы святителя Луки Крымского. Все 750 коек перепрофилируют под пациентов с коронавирусом и вирусными пневмониями. Количество мест в реанимации также возрастет — почти вдвое. Единым фронтом медики встали сейчас на борьбу со смертельно опасным врагом. Все плановые операции отменены. Экстренных хирургических больных теперь направляют в Губкинскую Центральную районную больницу. Из красной зоны, которая становится все шире, наш специальный репортаж.

Вот так — на животе, лицом вниз, по нескольку часов в сутки проводят больные в ковид-госпитале. Обычно люди лежат на спине и жидкость скапливается в задних отделах лёгких, где чаще всего и бывают основные проявления пневмонии. Так называемая прон-позиция способствует более равномерному распределению крови и жидкости в лёгких, тем самым препятствуя прогрессированию болезни.
А вот в этой палате всего два пациента — мужчина и женщина. Отец и дочь. 57-летняя Нелли Ивановна, говорит, что рядом с папой вновь почувствовала себя маленькой девочкой.

Не дает расслабляться мне папа никакими судьбами. У него больше жизненный тонус, больше жизненного опыта, начинает мне рассказывать, отвлекает, и мне легче от того, что я вижу, оттого, что он на глазах.


Они попали в больницу друг за другом. Эффект лечения стремительно возрос, когда их поместили в одну палату.

Сначала к нам поступила дочка с большим процентом поражения легочной ткани. Затем обратился и отец. Понятно, что коронавирусная инфекция — она социальная инфекция, и при наших контактах могут болеть люди семьями. И сначала мы не знали о том, что они родственники, потому фамилии разные. Но потом перевели в одну палату, и почувствовался эффект не только от нашего лечения, но и от социального взаимодействия между родственниками. И сатурация стала лучше, и спокойнее они стали. Поддержка наших близких людей — это тоже очень важно.

— Кристина Рассадникова, заведующая отделением пульмонологии Старооскольской окружной больницы святителя Луки Крымского


Сегодня отец и дочь не могут сдержать слез.

Мне 86 лет. Я много болел. Много персоналу знаю, все добрые люди, а здесь исключительный персонал! Довольны и кормежкой, и всем довольны. Спасибо им, лечат нас, стариков.  


Сколько внимания, сколько заботы! Спасибо девочкам огромнейшее, в таких условиях работать с нами нелегко. Огромное спасибо!


Команда старооскольского ковидного госпиталя — мультидисциплинарная. Все силы направлены на то, чтобы помочь пациентам выкарабкаться из цепких объятий коварной инфекции. Гинекологи, хирурги, кардиологи, терапевты — узкие специалисты теперь бок о бок, в одном строю.

У всех коронавирусных идут массивные нарушения свертываемости, в том числе, и хирургические сосудистые нарушения – это хирургам близко. А так – по стандарту лечим. Людей просто нет и все.

— Дмитрий Сукманов, врач-хирург старооскольской окружной больницы святителя Луки Крымского

Кристине Романовне, заведующей пульмонологией, за минувшие сутки удалось прилечь всего на 40 минут. Круглосуточное дежурство. И так трижды в неделю.

Это идет изнутри, и как бы я не знаю, как по-другому. Как я могу, если он задыхается, пойти домой? Как, если мой коллега не может что-то сделать, я ему не помогу? Я не знаю, как по-другому. Это очень мешает личной жизни, какой-то общественной, ее просто нет у меня полгода. Я живу в больнице, я вижу вот, вот этот искусственный свет и я не вижу солнца. За лето я солнца не увидела. Но это когда-то закончится. Все будет хорошо! Зато сколько пациентов ушли своими ногами. Знаете, какое счастье, когда он лежал задыхался, а потом встал и пошел!

— Кристина Рассадникова, заведующая отделением пульмонологии Старооскольской окружной больницы святителя Луки Крымского


Из реанимации, конечно, на своих ногах не уходят — на долечивание транспортируют, но с каким терпением и заботой здесь выхаживают каждого, кто балансирует на грани жизни и смерти. Пятьдесят процентов успеха в лечении, говорят реаниматологи — это моральный настрой пациента. И если он в сознании, то врач действует еще и как психолог. Несмотря, порой, на нечеловеческие нагрузки, ни один реаниматолог с момента начала пандемии не ушел из команды.

Доктора, что реаниматологи, что инфекционисты, пульмонологи — весь медперсонал фактически живет в больнице. Пациентов стало больше. Как говорится, вот эта вторая волна, больше и больше, и больше. И становятся более тяжелые пациенты.

— Эдуард Гильманов, заведующий отделением реанимации старооскольской окружной больницы святителя Луки Крымского


Сегодня аппаратами ИВЛ оборудованы 30 мест реанимации. В самое ближайшее время установят еще 12 единиц техники. Плюс 15 коек общей реанимации, которые на время предоставят под нужды ковид-госпиталя. Буквально вчера в отделение реанимации поступила партия современных, портативных ИВЛ. Что позволит значительно повысить скорость и маневренность всех манипуляций с больным, даже в самые критические моменты.

Сегодня будем их запускать в эксплуатацию, это 8 транспортных ИВЛ. То есть, если больной на ИВЛ, мы его можем транспортировать на СКТ в пределах больницы, не прекращая искусственной вентиляции легких.

— Эдуард Гильманов, заведующий отделением реанимации старооскольской окружной больницы святителя Луки Крымского


Если в норме здоровый человек делает 12 вдохов в минуту, и этого хватает, чтобы насытить кровь кислородом, то при поражении легких частота вдохов увеличивается до 20-30 раз в минуту — за счет вспомогательной мускулатуры, но и расход кислорода становится больше, и тогда уже без вентиляции легких не обойтись. Чтобы не доводить до крайности, нужно всего лишь прислушиваться к своему здоровью и не затягивать с обращением к врачу. Решение о госпитализации принимается на основании несколько критериев: сатурация, процент поражения легких, наличие сопутствующих заболеваний. Единого правила не существует.

Бывают ситуации абсолютно разные. Сейчас есть у нас люди и с 10% поражения легких госпитализированы, с 15, есть 30 и больше. Понятно, что чем больше поражение, тем больше тогда показаний для госпитализации. Но есть в 22 года, которые тяжело переносят и у них 10%, и мы госпитализируем. Это всё относительно.

— Светлана Немцева, главный врач старооскольской окружной больницы святителя Луки Крымского


Борьба с пандемией для медиков — сегодня настоящая война. И объединить всю армию старооскольской медицины в единый фронт помогла та самая модернизация. Не будь объединения больниц и поликлиник в одно целое, воевать было бы значительно сложнее, уверена главный врач Светлана Немцева. Сегодня каждый староосколец, независимо от прописки, может обратиться в любую поликлинику, а врачи могут заменять друг друга на абсолютно разных участках.

Но чтобы сделать такую доступность, нужно объединить кадровый состав, оборудование и финансы. И тогда, пожалуйста, без разницы, куда пойдёте, где будете лечиться. Вот для этого была сделана модернизация. Во время этой модернизации, во время объединения ни один медицинский работник не был уволен. Наоборот, мы постоянно прирастаем кадровым составом, и наша задача его увеличивать.

— Светлана Немцева, главный врач старооскольской окружной больницы святителя Луки Крымского


Врачи сегодня работают без выходных и перерывов. По две смены в день. На износ. Это уже даже не второе дыхание. Но морально-волевой резерв тоже имеет пределы. И врачи тоже люди. И тоже болеют. А еще вынуждены постоянно оправдываться — за очереди, жалобы пациентов, за наше собственное наплевательское отношение к своему здоровью.

Я лично была на приеме в прошлую пятницу, когда во второй поликлинике у нас пять врачей ушли на больничный и просто было некем заменить. Поэтому я пошла сама на прием с медсестрой и приняла 50 пациентов. И это было до 20:30 вечера и со мной сидела медицинская сестра, которая пришла на работу в половину восьмого утра. И в силу того, что мне её дали ближе к полудню, она даже не пообедала.

— Светлана Немцева, главный врач старооскольской окружной больницы святителя Луки Крымского


Сегодня врачи, как и 80 лет назад, на передовой, только войны с коронавирусом. Конечно, без автоматов, пулеметов, но это даже страшнее… И они снова демонстрируют самоотверженность и героизм. И, заметьте, не жалуются. Им просто некогда подумать о себе.

Несмотря на то, что мы открываем новые корпуса, открыли больницу полностью под ковид, наши возможности, к сожалению, ограничены, койки когда-то могут закончиться, врачи тоже. Я бы хотела обратиться ко всем жителям Старого Оскола и сказать: «Берегите себя! Носите маски, обрабатывайте руки! Обращайте внимание на ранние симптомы, и тогда вы не попадете к нам в больницу — все у вас будет хорошо».

— Кристина Рассадникова, заведующая отделением пульмонологии Старооскольской окружной больницы святителя Луки Крымского