«От удивления, через грусть – к восхищению и восторгу»
Вот так отзывается о спектакле «Долина аистов» первый зритель. В старооскольском театре состоялась премьера. Авторскую постановку выпускник ГИТИСа — молодой режиссёр Тимур Галеев и выпускница Школы-студии МХАТ — художник декораций и костюмов Ольга Подболотова воплотили на сцене всего за один месяц.
Премьеру спектакля «Долина аистов» открывала дочь Бориса Ивановича Равенских, заслуженная артистка России, артистка театра имени Владимира Маяковского Александра Равенских.
Автор инсценировки, действо которой вы сегодня увидите, Тимур Галеев – это талантливый молодой человек, который выиграл режиссерскую лабораторию на нашем фестивале «Город юности» и получил право поставить большую форму – спектакль, а не только маленький режиссерский эскиз. Он выбрал автора, по мотивам произведений Иона Друцэ – это был один из любимых авторов Бориса Ивановича Равенских.
— Александра Ровенских, заслуженная артистка России
В этом спектакле главных героев больше, чем обычно. «Долина аистов» — это не одна пьеса, а инсценировка сразу по четырем произведениям известного молдавского драматурга Иона Друцэ. Персонажей из 60-70-х перенесли в начало девяностых годов. Такая идея родилась у выпускника режиссерского факультета российского института театрального искусства Тимура Галеева после того, как художественный руководитель театра Семён Лосев распределил роли. Кстати, именно участие Марины Карцевой предопределило судьбу постановки.
Изначально у меня были сомнения насчёт выбора Марины Карцевой на роль тётушки Руцэ, потому что тётушке Руцэ по пьесе лет 80. А Марина – молодая женщина. И мы долго с ней искали… Я сначала предлагал ей играть бабушку, она не хотела, мы с ней долго искали какой-то компромисс и в итоге мы нашли её образ: он подала мне идею о том, как можно эту героиню пьесы объединить с другой. То есть, если бы не этот выбор, не Марина, то такого спектакля не было бы.
— Тимур Галеев, режиссер-постановщик спектакля «Долина аистов»
Изначально спектакль планировался по произведению «Птицы нашей молодости», такой в свое время ставил и сам Борис Равенских. Затем добавились еще «Именем земли и солнца», «Дойна», «Каса маре». На сцене, кажется, поднимаются все вечные вопросы. Женское счастье, отношения отцов и детей, гордость в любви, разрозненность общества — каждый думает о своем гнезде, а не об интересах стаи.
Постановка длится два с половиной часа. Молдавский колорит определят живая музыка. Из артистов собрали целый оркестр.
Правда, вокалистам пришлось нелегко. Выучить молдавские песни да еще и в такой короткий промежуток времени оказалось непросто.
Актёрам было сложно, они меня уже ненавидели за то, что я их заставляю на молдавском языке учить. Приходилось распределять между ними, кто поет Потому что они говорили: «всё я уже больше не могу, я уже больше не выучу». Я все время был на связи с Молдавией, там преподаватели консерватории помогали мне выбрать музыку.
— Тимур Галеев, режиссер-постановщик спектакля «Долина аистов»
Художник декораций и костюмов «Долины аистов» — выпускница факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ – Ольга Подболотова. Идея соорудить на сцене соломенную, жестяную и черепичную крыши, а также церковь возникла еще год назад на фестивале.
За месяц работы — это безумно сложно. И вот это, мне кажется, удалось. Наши актеры понимают Тимура, Тимур понимает их, Тимур умеет зажигать, что и произошло. Мне очень хочется, чтобы такого рода эксперименты продолжались. Вот я делал разные спектакли, иногда повторять меня просили. В один город спектакль попадает, а в другой город – нет. Вот и тут будущее покажет, попал этот спектакль в наш город или не попал. Это никто сейчас не может сказать.
— Семён Лосев, художественный руководитель старооскольского театра
Семён Михайлович постарался сделать всё, чтобы не ограничивать мою свободу. Я ему очень за это благодарен. Хотя, конечно, его взгляды и вкусы… наверное, отличаются. Он приходил пару раз на прогоны и в достаточно корректной форме предлагал свои варианты улучшения. И мы практически всегда с ним соглашались и делали то, что он предлагал. Мне кажется, получилось. Я очень рад тому, что получилось, может быть, даже лучше, чем я ожидал.
— Тимур Галеев, режиссер-постановщик спектакля «Долина аистов»
Месяц репетиций — это огонь, вода и медные трубы. Восторженные отзывы первых зрителей подтверждают — всё было не зря.
Судя по тому, какие были пьесы, спектакли, постановки последние, то, конечно, кардинальное отличие современного какого-то творчества, нестандартная постановка Актеры, которые представляли роли в других спектаклях, здесь, конечно, были представлены с другой стороны. Очень впечатляющее. Порой до вздрагивания и мурашек.
— Екатерина
Спектакль очень эмоциональный. Было место и драме, мне кажется. Он пронизан такой атмосферой южной страны, южного города какого-то, южного поселка. Но тем не менее я там что-то своё увидела, из детства воспоминания какие-то из деревни. У меня такие чувства возникли. Зарядилась энергией какой-то, позитивом. Спектакль очень понравился и заставил над чем-то задуматься, потому что были такие сцены, которые в жизни встречаются. Очень эмоциональные. Очень-очень впечатляюще!
— Елена и Ирина
Вот голос дрожит, чувства переполняют! Целая гамма чувств: от удивления, через грусть тихую – к восхищению и восторгу. Спектакль – бомба! Подобного в этих стенах и на этой сцене я не видел, хотя могу похвастаться, что я знаком практически со всем репертуаром.
— Владимир
Завершилась премьера вручением благодарностей администрации Старооскольского городского округа.
Когда у нас есть такая замечательная труппа актёров, сплоченный творческий коллектив и когда есть вот такой добрый зритель, в наш округ обязательно прилетят аисты!
— Светлана Халеева, заместитель главы администрации округа по социальному развитию