Первый в мире передвижной карильонный фестиваль побывал в Старом Осколе
Пять лет назад при поддержке правительства нашей области в Белгороде появился единственный в России мобильный передвижной карильон. На Соборной площади Белгорода каждую неделю проходят концерты карильонной музыки. В рамках фестиваля «Белгородский звон» колокольные мелодии услышали и старооскольцы.
Колокола не только зовут к церковной службе или созывают народ на вече. Оказывается, иногда на них просто играют музыку…
«Карильон — это волшебный инструмент, который состоит из колоколов. Подобного звучания уже ни один инструмент издавать, конечно, не может. Но очарование нашего именно, Белгородского карильона, как раз в том, что он установлен здесь внизу, а не на башнях, как это часто бывает. Он доступен для зрителей. Видно, как исполнитель играет на нем», — рассказал Тимур Халиуллин, солист Белгородской государственной филармонии, органист, карильонист.
Играют на карильоне — кулаками и ногами на специальной педальной клавиатуре. Родина этого инструмента — Северная Франция и Нидерланды. Признанная столица карильонной музыки — и «виновник» карильонного ренессанса, бельгийский город Мехелен. Кстати, именно от французского имени этого города — Малин, в России и пошло, как считают, выражение «малиновый звон». Йозеф Виллем Хаазен — приехал в Россиию из этого самого «малинового города». Почетный директор Бельгийской Королевской школы карильона, сегодня — профессор факультета искусств Санкт-Петербургского Государственного Университета, недавно получил Российское гражданство. Он весьма тепло и философски приветствовал соотечественников в лице старооскольцев:
«Вы знаете, какой день самый важный в нашей жизни? Это сегодняшний день. Потому что вчерашний уже не был им, а завтра еще не наступило. Понимаете? Помните навсегда. Вот именно сегодня мы играем для вас на карильоне. Удачи вам, всего доброго»!
Профессор, как и другие музыканты, весьма высоко оценил белгородский карильон. Кстати, это очень дорогой инструмент и давно является символом богатства и престижа города. Вообще, передвижной карильон — редкость и для Европы. Ведь карильон — это не менее 23-х бронзовых колоколов, настроенных по хроматическому ряду. То есть чем больше колоколов, тем больше октав. Вес белгородского карильона — 4 тонны, это 51 колокол. Установлен он на платформе японского грузовика. Автомобиль оборудован мощным пневматическим бортом для загрузки и разгрузки колоколов.
«Прекрасный инструмент, очень прозрачный, очень тонко звучит. И даже лучше слышно чуть-чуть дальше. Конечно, люди хотят видеть, это тоже интересно», — отметил Йозеф Виллем Хаазен, почетный директор Королевской школы карильона, профессор факультета.
«Это очень необычный такой инструмент — мобильный такой, небольшой. И конечно он дает какие-то новые возможности, всегда приятно знакомиться с новым инструментом, тем более что мы играем в разных местах. Это у нас третий концерт, в новом месте, с новой публикой, это всегда здорово»! – поделилась Мария Лебедева, преподаватель кафедры органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского.
Автор проекта международного фестиваля — оскольчанка Анастасия Хлюпина, выпускница музыкального колледжа имени Дегтярева Белгородского госуниверситета искусств и культуры. Со своей идеей познакомить всех жителей Белгородчины с карильонной музыкой она отправилась на молодежный форум «Таврида».
«Проект занял первое место, получил звание лауреата. Это дается даже не всем проектам, только некоторым, более того, он получил приятную сумму в размере 300 тысяч, которые уже, можно сказать, пойдут в оплату проживания, питания наших участников, я считаю, что это самое главное — поддержать нашу русскую карильонную школу таким вот подарком».
Воплощением проекта занялась Белгородская государственная филармония и лично солист филармонии, органист, карильонист Тимур Халиуллин. С момента появления в Белгороде карильона, он единственный в нашем регионе исполнитель на этом редком инструменте.
«Инструмент очень дорогой, сумма держится в секрете, но не в секрете то, кто стал инициатором приобретения карильона. Наш губернатор много путешествовал по Европе и миру, и, благодаря вот его впечатлениям, появился у нас сначала орган, настоящий, немецкий, духовой, и затем, годом позже, уже карильон. Поэтому сколько бы это не стоило, цена будет недостаточной по сравнению с тем, какое культурное значение имеет это событие».
Тимур Халиуллин, как и все остальные участники фестиваля, бывший студент профессора Хаазена. Ведь единственное место в России, где можно научиться игре на карильоне, это Санкт-Петербургский государственный университет. Там на факультете искусств, кафедре органа, клавесина и карильона и преподает почетный гость фестиваля Йозеф Виллем Хаазен.
Директор фонда «Русский карильон» Александра Капинос готова часами говорить о любимом инструменте. А вот слушать его так долго нельзя. Концерты карильонной музыки длятся не больше часа. Затем тембр колоколов начинает раздражать человеческое ухо. Кстати, все карильонисты, перед выходом на сцену и во время исполнения, обязательно используют беруши. Иначе можно повредить слуховые перепонки. Колокола издают не только чистейший, но и очень громкий звук.
«Вот та фабрика, которая сделал три карильона для России, она на данный момент уже не существует. Причем, она отливала одни из самых лучших карильонов в мире. Колокола этой фабрики — “Petit & Fritsen” — славились всегда. В Европе около 300-350 карильонов, в России пока 3, но постепенно мы надеемся, что их станет больше. Мне кажется, карильон — это самый обаятельный инструмент из всех», — поделилась Александра Капинос, директор Фонда «Русский карильон».
Пока карильон для России — экзотика, тем более что традиционный русский православный звон основан не на мелодии, а на ритме. Однако, организаторы уверены: каждый, кто раз услышит чарующую колокольную музыку, влюбится в нее навсегда. Тем более что карильону подвластна не только классика. В колокольном исполнении на фестивале звучали композиции от «Аве Мария» до «Ой, цветет калина», от песенки Черепахи и Львенка до сануд-треков к «Пиратам Карибского моря».