Реконструкции очистных сооружений быть! Или не быть…

Все зависит от извечного вопроса — финансирования. Работы, завершение которых анонсировалось на 2022 год, не завершены, но хотя бы идут. Стоимость проекта более 3,5 миллиардов рублей. Как устроен цикл очистки стоков сейчас, и каким его ожидают увидеть лет через 5, расскажет Анастасия Иконникова.

Оказываясь на Южной объездной дороге, многие замечали зловонный флер. Это запах продуктов жизнедеятельности старооскольцев. По канализации они доставляются сюда. На городские очистные сооружения, построенные в 70-80-ых годах прошлого столетия.

Очистные сооружения в те времена строили совершенно по другим нормам. Не было никаких природоохранных норм. Они не в состоянии обеспечить очистку до тех требований, которые у нас сейчас предъявляет минприрода. Приход взвешенных вод должен был составлять всего-навсего 150 мг на литр, на кубометр, а сейчас получается, что к нам приходит непосредственно 500, 600, иногда 1200 приходит. Это день на день не приходится, в зависимости от того, что сбрасывается в канализацию.

— Владимир Шагунов, заместитель главного инженера МУП «Водоканал»


Долгие годы очистные работали, практически, со стопроцентным износом. Необходимую реконструкцию решили начать со второй очереди. Год постройки 80-й. За больше, чем 40 лет многое пришло в негодность. На сегодняшний день завершен ремонт здания так называемых решеток. Здесь стоки проходят свой первый этап очистки через перфорированное полотно.

Установлены три новые решетки. Все, что было в здании с теми решетками небольшими, оно было демонтировано. Сделаны новые каналы, поставлены новые решетки, новые фильтры-пресс, новый транспортер. Всё это смонтировано, доводятся последние строительные работы, после чего пуско-наладка, и все будет запущено в работу.

— Владимир Шагунов, заместитель главного инженера МУП «Водоканал»


После, уже очищенные от бытового мусора зловонные реки попадают в песколовку. Их, в 80-х годах, заложили четыре. К 2022-му ни одна не работала. Возводят новые. Подрядчик столичный. Опыт большой, но и трудности имеются.

В первую очередь, это не идеальный проект, но сейчас, совместно с авторским надзором, мы это дело приводим к общему знаменатель, скажем так, и основная по вопросу финансирования. Пока не понятно, откуда будут браться деньги. На данный момент, 1 июля, приезжал сюда губернатор Белгородской области. Все проблемные моменты мы ему обозначили. Область, скажем так, решила взять на себя наши трудности.

— Александр Киселев, производитель работ


Устроены песколовки довольно просто. Бетонные резервуары имеют форму конуса, песок отсеивается, а стоки, благодаря насосам, отправляются дальше на флотатор и три первичных отстойника, которые еще только предстоит построить. Затем реактор биологической очистки. Это бурная и зловонная река станет пахнуть гораздо меньше. Не будут бить такие грязевые гейзеры, ведь полностью заменят износившиеся до ста процентов трубы. А после илоуплотнение, где будет выводиться избыточный ил. Здесь он, также как и отходы из песколовок будут ждать своей очереди на утилизацию. Затем приступят к реконструкции первой очереди, построенной в 1976 году. Работы будут выполнены примерно те же. Общая стоимость реконструкции очистных сооружений — порядка трёх с половиной миллиардов.

Разные домыслы идут. Очистные сооружения, несмотря на свой возраст, который у них есть, они работают в штатном режиме. Они выполняют свою обязанность. Биологическая очистка идет. Первичная механическая очистка идёт. Хлорированные стоки поступают в речку. Мы будем добиваться полностью изъятия взвешенных веществ. Вот то, что сейчас люди жалуются на речку, что в нее сбрасывается и это трактуют так, что это не очищенные стоки — нет. Это стоки очищенные. Просто большое количество взвешенных веществ, которые дают серый фон для реки.

— Владимир Шагунов, заместитель главного инженера МУП «Водоканал»


«Водоканал» пытается встать с колен. Помимо вечных ремонтов, проходят крупные замены инженерных сетей, вот и реконструкция подоспела. Помочь коммунальщикам могут и сами старооскольцы. Это просто. Необходимо вернуть долги и начать следить за тем, что отправляется в унитаз.

Очистка происходит у нас биологическим методом. Микроб, который живёт здесь у нас, он поедает все эти нечистоты. Микроб очень требовательный к составу стоков, которые есть, и в случае сброса стоков более токсичных для его жизни — он погибает. Обращение к жителям: думайте, что вы сбрасываете. Очистные сооружения — это очень сложный биологический механизм со своим биоценозом, и он требует к нему нежного отношения.

— Владимир Шагунов, заместитель главного инженера МУП «Водоканал»