Режиссерская лаборатория как чистый эксперимент

На площадке фестиваля «Город юности» памяти Бориса Равенских будущие режиссеры — студенты ГИТИСа всего за 4 дня поставили с местной труппой эскизы к 4 спектаклям. И если два года назад произведения брали преимущественно классические, то в этом году — предпочтение современным авторам и театру абсурда.

Драма «Мама» Флориана Зеллера открыла режиссерскую лабораторию фестиваля. Эскиз спектакля поставил Ярослав Жевнеров. Тут трудно отделить реальное от воображаемого: что героиня действительно видит, и что ей рисует, возможно, травмированное сознание. Семейные конфликты, взаимоотношения детей и родителей — вечные и общие проблемы рассказаны через частную историю.
Эти необычные кадры — начало пьесы «Эмигранты» польского драматурга Славомира Мрожека. Отрывок трагикомедии воплотил в жизнь Александр Золотовицкий.

Мрожек — это театр абсурда, я думаю будет интересно работать в дальнейшем, если будет какая-то у этой работы жизнь. Нам очень понравилось. Это непривычно для меня. Я с этим автором ни работал никогда: ни в институте, ни здесь. Очень точно ставили задачи. Было просто работать. Человек приехал со своим видением, четко знал, чего он хочет — до миллиметра. Все было здорово.

— Игорь Богатырев, актер Старооскольского театра для детей и молодежи им. Б. Равенских


За классику жанра — «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя — взялся Денис Парамонов.
Интересно, что это не постановка спектакля как пьесы — по тексту, а, как сказал сам режиссер, — фантазия по повести.
Участники фестиваля познакомились с еще одной работой — Мурата Абулкатинова. Эскиз пьесы «Телемах» выдающегося норвежского драматурга, нашего современника Юна Фоссе оказался достаточно сложным для восприятия неподготовленному зрителю.
Завершилась режиссерская лаборатория большим обсуждением эскизов спектаклей, поставленных всего за 4 дня. Свою оценку дали ректор ГИТИСа Григорий Заславский, художественный руководитель Старооскольского театра Семен Лосев, режиссер столичного театра имени Пушкина Надежда Аракчеева, заслуженная артистка России Александра Ровенских и начинающие критики.

Посмотрели эскизы. Как нам кажется, они оказались больше про некоторую расстроенность сознания, про блуждание сознания и некоторое безумие, к которому мы все склонны. Мне кажется, все эскизы получились очень интересными, перспективными.


Будущие режиссеры тоже поделились мнением о работе со старооскольскими артистами.

Я благодарен им за веру, потому что периодически я предлагал какие-то достаточно радикальные вещи, и ребята пытались понять, простить и поверить. Это невероятно! И вообще тут культура театра чувствуется — чувствуется и в артистах, и в зрителях. Умеют смотреть и умеют работать — то, что даже в Москве не всегда встретишь.

— Александр Золотовицкий, студент мастерской О. Кудряшова ГИТИСа