Сергей Скоков — об итогах творческого года, изменениях в личной жизни и желаниях в новогоднюю ночь
«Театр должен растить собственных актеров» — художественный руководитель старооскольского театра для детей и молодежи Семен Лосев остро переживает отсутствие нового курса студентов. Проблема в том, что Ярославский государственный институт отменил все бюджетные места и теперь получить актерскую профессию в Старом Осколе можно только платно. На сегодня из 39 актеров старооскольского театра — 31 ученики Семена Лосева, выпускники Ярославского театрального ВУЗа. В том числе Сергей Скоков — за десять лет службы он сыграл порядка 40 ролей. Об итогах творческого года, изменениях в личной жизни, желаниях в новогоднюю ночь — в интервью артиста.
В лаборатории народного артиста РФ, профессора Александра Кузина Сергей Скоков чувствовал себя уверенно — художественный руководитель театра Семен Лосев дает ученикам максимум знаний.
Мне на самом деле было очень легко. Семен Михайлович Лосев и Александр Сергеевич Кузин они очень похожие режиссеры и они оба товстоноговцы, и школы похожи, и язык похож, то есть все, что говорил Александр Сергеевич, когда-то это мне давно сказал Семен Михайлович Лосев. Все эти вещи. Поэтому для меня каких-то глобальных, огромных открытий не было.
— Сергей Скоков.
Репетиции в лаборатории шли по семь часов в день. Пять дней застольного периода. Учились на хрестоматийной пьесе Островского «Лес».
Обычно как зрители думают, что вот читается пьеса, всем раздали роли, все вышли, все сразу же ходят по сцене, и все прекрасно, и все спектакль получился, совершенно это конечно не так. Застольный период это когда режиссер берет пьесу, он ее читает, он распределяет роли, иногда это не точное распределение, иногда это даже пробы, на роли. А потом уже за столом — почему застольный период —мы разбираемся вообще в пьесе. Мы должны понять, кто, что от кого хочет, что вообще будем играть, про что, о чем, зачем сейчас эта пьеса, нужна ли она вообще городу или нет.
— Сергей Скоков.
Большие сомнения и глубокие поиски были во время репетиций спектакля «Царь Феодор Иоаннович», в котором Сергей Скоков играет главную роль.
Когда Семен Михайлович, когда-то очень-очень давно, мне кажется, это было года 3–4 назад, подошел ко мне и сказал, что он хотел бы попробовать со мной это сделать, я конечно, в это не поверил. Я говорю — да ну, нет, да этого быть не может. А потом был такой момент, вот в работе опять-таки Семен Михайлович, мне показалось, что он мне дал воздуха, и дал много воздуха. Он меня вот так вот направил, и дальше смотрел, куда я плыву, в какую сторону, и где-то там поддувал ветерок, чтобы я шел прямо, ровненько.
В итоге образ царя Феодора у Сергея Скокова получился удивительно органичным. Добродушный, мягкий, нерешительный во всем, кроме человеческой жизни.
Знаете, в каждой роли всегда выделяешь какую-то фразу, которую кто-то произносит про этого персонажа, или он сам про себя говорит. Есть такая у Шуйского фраза, которую говорит Андрей Костиков, он говорит — «Он — святой!». Он поражен этим! Когда он узнает, да, что всё ему царь прощает и закрывает на всё глаза, он говорит — да нет, он святой, таких людей нет. И вот я зацепился за эту фразу, что он святой. Вот если есть эта святость? А как сыграть святость?
Зритель ощущает, что актёр разделяет чувства своего героя, беззащитного перед злом, и тоже переживает вместе с ним печаль и радость.
Он очень эмоционально сложный спектакль, после которого хочется прийти в гримерку, минут 15 посидеть, потом только начинать переодеваться. И потом ехать домой, и дома еще ты там отживаешь, и еще на следующее утро. Утром дай Бог, чтобы не было сказки, чтобы еще как-то прийти в себя, потому что он, правда, сложный. Но я счастлив, что он есть в моей такой небольшой копилке, я счастлив, что он в репертуаре театра и я счастлив, что, благодаря режиссеру Семену Михайловичу, моим партнерам, ну, мне кажется, оскольскому зрителю он пришелся по душе.
— Сергей Скоков.
Также по душе зрителям пришелся и образ Скокова совсем иного плана — роль экспансивного Рэкса Канингхема из «Недосягаемой» одна из любимых и самого у актера.
Жанр такой — театр в театре, где немножечко все играют, немножечко перья, маски, боа. Когда я только-только начинал работать, мне казалось — как здорово комедийные роли! На самом деле опять-такипришел к тому, что комедийные роли даются сложнее, нежели чем драматические. Потому что заставить зрителей плакать легче — все равно легче. Потому у каждого своя личная жизнь, и вот допустим, вы пришли в настроении, что у вас дома, не дай Бог не все гладко, и вот посмотрели спектакль, и подложили свое, и разрыдались. А вот заставить смеяться зрителя — это очень сложно!
Особняком стоит первая серьезная роль в багаже актера — молодой дворянин Дмитрий Санин из тургеневских «Вешних вод» взрослеет вместе с Сергеем Скоковым.
Одна из первых моих таких больших работ. И опять-таки, то, что она сейчас вернулась ко мне, и вернулась к другому Сергею Скокову, который прожил уже чуть-чуть какую-то и личную жизнь, и актерскую.
Минувший год выдался богатым для артиста на различные награды, обучение, гастроли, но главным событием, безусловно, стало появление ребенка — у Сергея Скокова и Марины Карцевой родилась дочь Серафима.
Поначалу было сложно, ну как и всем, когда ребенок совсем маленький, ну сейчас ей семь месяцев и уже сейчас такие наблюдения — ну счастье. Огромное счастье, я счастлив. Так получилось, что она смесь — и Марины, и меня, то есть нет конкретно, что она на Марину похожа или на меня, это такая наша общая с ней работа. Как один зритель, встретив нас на улице сказал: «Ну, вот это ваши главные роли теперь».
В новогоднюю ночь Сергей Скоков загадает как обычно два желания — здоровья близким и новых ролей.