Студенты ГИТИСа представили на старооскольской сцене отрывки из пьес Островского

В эту субботу старооскольские актёры играли сразу на трёх сценах. И везде давали Островского. Отрывки из его пьес в Осколе ставили пятикурсники ГИТИСа. Театральные эскизы — итог пятидневной работы в режиссерской лаборатории «Творческий эксперимент».

На закрытом показе побывала наша съемочная группа.»Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут» — такую фразу произносит Берендей в финале пьесы Островского. Но «Снегурочка» в постановке начинающего режиссёра Аскара Галимова тревожит и волнует. Здесь столько несчастья и счастья переплелось! Неумеющая любить дочь Мороза и Весны. Брошенная женихом Мизгирём Купава. И сам он, сходящий с ума от страсти к Снегурочке. А ещё — пастушок Лель, чьи песни и красота пленяют женщин. Всё это — в одном клубке или узле. Но распутает ли его автор или разрубит, зрители так и не узнали. Как и не узнали, чем закончилась «Гроза», нашла ли свое счастье героиня пьесы «Светит, но не греет». Пятикурсники ГИТИСа представляли лишь небольшие отрывки по этим произведениям Островского.

«Варь, грех у меня на уме. Я другого люблю. — Погоди, а кто не грешен? Да и чего мне тебя судить? У меня своих грехов полно. — И что делать мне теперь? — А по мне, делай, что хочешь».

Эскизы — итог пятидневной режиссерской лаборатории «Творческий эксперимент». Режиссёры — студенты ГИТИСа Даниил Роменский, Анастасия Кудиярова и Аскар Галимов. Главных героев сыграли актеры местного театра.

«Вы надолго к нам? Я не знаю. Нет, ненадолго. Ненадолго. Вот продам всё и уеду. А пока мне заняться нечем. Скучно. Мрачно у вас. Уныло так. Может, от скуки, от тоски за вас взяться? Нет. Не надо. Я аж внутри переменился. Я ужинать не буду как прежде. Не надо, а? Смотри на него! Переменилось у него внутри всё! Приходят тут, счастливые ко мне домой! Ты посмотри, светятся от счастья! Так и хочется насолить вам! Так и хочется насолить!»

После просмотра — обсуждение. Можно ли сегодня вообще ставить Островского? Ставить так, чтобы это было современно, но без ложного осовременивания, не выкинув ни слова автора? Как найти условия игры, чтобы получился настоящий Островский, а не нафталиновая фальшивка. Что в этюдах стало находками, а где, пожалуй, получилось сыровато… Об этом рассуждали мэтры.

«Я сегодня смотрел и думал: попали, попали. Хорошо попали. Я поразился оформлению каждого отрывка. Полная органика всех диалогов. По наполненности я смотрел, по глазам, по внутренней силе, но я не ожидал многих работ просто. Не ожидал, что они такими будут. Тут был тот юмор, который умеет высекать Егор. Сложнейшая сцена Горшкова Андрея и Катерины. Очень сложная. И она органичная. И у Яны Сухомлиновой я такой работы не видел никогда. Как глубоко! Как интересно! Как сильно!»

— Семён Лосев, художественный руководитель старооскольского театра для детей и молодёжи.

«Честь и хвала молодым ребятам за их смелость, за их желание дерзать, понимать, искать, находить. Это очень интересно! Это очень здорово! Мне на самом деле, действительно, было интересно. Я не видела продукт до конца и не знаю, куда вы вырулите и как всё это пойдёт, но такая точка зрения для меня убедительная».

— Ирина Лопухина, театральный критик.

«То, что сегодня увиделось, ещё более сложный разговор: о человеческой душе. Во всех трёх отрывках. Во всех трёх эскизах. Что касается «Снегурочки» — это самая для меня загадочная пьеса Островского. Самая, может быть, непохожая на него самого. Но, с другой стороны, мне кажется, у Аскара получилась притча такая. Снегурочка в чёрном. Никогда не видела в чёрном платье. Она для меня такая частичка чёрного космоса. Существо, которое не может иметь отношение к земным созданиям».

— Александр Равенских, заслуженная артистка России.

И это видение Александры Равенских схоже с трактовкой самого режиссера.

«Мы рассматривали Снегурочку как некоего ангела, который счастлив по-своему. Потому что она смогла подарить любовь двум людям. Одному — суперсвободному, апологету свободы, который пас на лугах, расслаблялся и вообще ничего не делал. Как он говорит: «Не пашу, не сею». И девушка Купава, которая хочет этого женского счастья. И вот они соединились, два влюблённых. Мне кажется, в контексте этого Снегурочка счастлива, потому что она выполняет свою миссию. Это про принятие, тотальное принятие чужого счастья».

— Аскар Галимов, студент ГИТИСа.

«Гроза», «Снегурочка» или «Светит, но не греет» — какой из трех эскизов станет полноценным спектаклем и станет ли, решит комиссия.

Лариса Ульяненко, Павел Казакевич, Илья Самсонов — 9 канал.