«Судьба человека»: премьерный показ потряс зрителей
Горькая доля одного советского солдата как жизнь миллионов людей. Спектакль по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека» идет сейчас на сцене старооскольского театра. Выбрав непростое для театральной постановки произведение, актеры полностью оправдали надежды зрителей, воплотили на сцене замысел писателя и напомнили о трагических страницах нашей истории.
Этот грузовик, знаменитый ЗИС-5, больше, чем элемент декораций — это еще один герой. Борт легендарной машины основная площадка всего действа, развернувшегося перед зрителями. «Судьба человека» — произведение хрестоматийное. Однако переложить его на язык сцены задача крайне сложная. 20 страниц текста вмещают историю миллионов судеб советских людей, которые прошли все круги ада Великой Отечественной.
Спектакль поставлен с глубоким уважением к теме, к литературному источнику, к подвигу советских солдат. Своеобразно построено композиционное решение: действие перемежается сценами настоящего и прошлого героя, оживающими кадрами из фильма Бондарчука «Судьба человека» и документальной кинохроники. Чтобы избежать прямого включения, цитаты звучат голосом случайного собеседника главного героя в исполнении Сергея Лысенко. Собирательный образ солдата Андрея Соколова, потерявшего в войне всю семью и чудом выжившего, мастерски раскрывает Андрей Костиков — со всей страстью настоящего патриота. Сложнейшие по эмоциональному накалу монологи воплощают перед зрителем всю стойкость и душу русского человека. В финале, когда артист берет на руки сироту, назвавшись его отцом, у зрителей буквально состояние катарсиса.
Буквально несколько фраз Иринки, жены главного героя в исполнении Татьяны Соловей, делают сюжетную линию значительно глубже. С помощью до мелочей продуманных декораций мизансцены меняются подобно тому, как это происходит на киноэкране. Массовые сцены чередуются с сольными, тема всенародного горя — с пронзительными воспоминаниями о мирной жизни. Необходимую художественную цельность придает спектаклю лирическое музыкальное сопровождение.
Автор постановки Семен Михайлович Лосев, остро чувствуя необходимость сегодня говорить о войне современным языком, сумел перекинуть своеобразный мостик между поколениями. В сюжетную канву гармонично вошли герои и сцены, не явно описанные в литературном источнике.
Он выдерживает страшнейшие испытания, а что его держит? Что ему мерещится? Ради кого он все это пытался преодолеть? Понимаете, как искалась эта тема семьи, отсюда сцена женитьбы. Сцены их совместной жизни, сцена празднования, когда про сына напечатали в газете. Вот шаг за шагом нужно было найти сценический эквивалент этому тексту. Театральный эквивалент. Кто-то сказал — хотите знать, почему Советский Союз победил фашизм, прочтите «Судьбу человека». Вот такая мощь этого произведения, маленького, 20 страниц… такая, что мы пошли в совершенно неведомое.
— Семен Лосев, художественный руководитель Старооскольского театра
Премьерный показ увидели совсем немного зрителей. Камерная обстановка каминного зала усилила восприятие.
Игра актеров меня поразила. Неизгладимое впечатление на меня произвела премьера.
— Анастасия Болотских
Премьера вообще замечательная, просто до слез. Ну, а что делать, мы все это прочувствовали. Очень хорошая работа главного героя Костикова, он играет проникновенно, пронзительно просто играет! И вот, переживаешь вместе с ним. Хочется добра, счастья.
— Марионелла Ишкова
Это очень тяжелое произведение, и я даже удивилась и обрадовалась, что Семен Лосев нашел, его задела эта тема, и он раскрыл ее очень глубоко. И у него свой подход. В содружестве с художниками, костюмерами, все на высшем уровне получается у них! Замечательный наш театр!
— Ольга Махова
Режиссер отмечает, что успех постановки — это всегда результат командной работы. Со сложной задачей блестяще справилась главный балетмейстер театра Яна Сухомлинова. Но в этот вечер она больше всего переживала за самого младшего актера на сцене — своего сына Тихона Дегтяренко.
Сам материал и всё, что Семен Михайлович предлагает, ну оно рождает фантазию. То есть, с ним дышать легко. Поэтому он задачу дает – и чувствуешь, а если сердцем это чувствуешь, то, как бы вот, оно и получается.
— Яна Сухомлинова, главный балетмейстер Старооскольского театра
Придать повествованию особую выразительность позволила талантливая работа главного художника театра Татьяны Сопиной.
Машина пришла как-то сама собой — разбитая жизнь человека, опаленная пеплом, в глазах пепел, как-то так и получилось. А вообще, у меня дед Иван на полуторке, правда, не на ЗИС-5, возил снаряды. И живой остался. Поэтому я свою работу ему посвящаю точно. Его памяти.
— Татьяна Сопина, главный художник Старооскольского театра
Оставалось только придумать, что написано на машине. И вот мы придумали: ЛЕТ-75. Потому что, действительно, никто не забыт и ничто не забыто.
— Семен Лосев, художественный руководитель Старооскольского театра
После премьеры актеры еще долго не расходились. Они наконец-то вернулись на сцену. Энергетика просто зашкаливает. Ведь их судьба, судьба артистов — слышать аплодисменты, чувствовать дыхание публики, каждый раз вместе создавая чудо.
Анна Семенова, Алексей Грачев, Александр Балакин, 9 канал.