«То, что доктор написал»: в репертуаре Старооскольского театра появится спектакль по А.П. Чехову

Тема творческой лаборатории в этом году — Чехов. Юбилейный год. 165 лет со дня рождения классика. Великий мастер короткого рассказа и тонких психологических пьес простыми словами писал об очень сложных чувствах. Поговорить со зрителем на языке Чехова и предложили участникам фестиваля “Город юности” памяти Бориса Ровенских.  

“Борис Иванович всегда настаивал, что ставить классику нужно остро, современно. Он имел в виду очень простую мысль, просто не забывать ни на минуту, что ты свой спектакль будешь показывать человеку, который является твоим современником. Вот в этом есть острая современность, а не, может быть, в каких-то там суперформах. И иметь в репертуаре Чехова для каждого театра — это значит говорить честным языком с сегодняшним зрителем, мне кажется. Потому что театр в России, наверное, это так же, как поэт в России больше, чем поэт. И театр больше, чем театр”.  

— Александра Равенских, заслуженная артистка России, директор фестиваля «Город юности».

Денис Лобанов, студент 4-го курса ГИТИСа мастерской Олега Кудряшова, выбрал “Вишнёвый сад” — одно из самых известных произведений автора. Сам Антон Павлович определил жанр, как комедию, Станиславский, впервые поставивший пьесу на сцене, считал ее трагедией. Для Дениса этот спектакль — прежде всего диалог с Чеховым и попытка разговорить зрителя.  

“Это страшно актуально сегодня. И страшнее тем, что оказалось, что ничего не поменялось. И все проблемы, которые завещал нам Чехов, а это его последняя комедия — такое завещание больного человека — в общем, становится жутко”. 

— Денис Лобанов, режиссер, студент 4-го курса ГИТИСа.

Действо на сцене далеко от привычного понимания классики — здесь нет костюмов чеховской эпохи, отсутствует исторический антураж и как таковые декорации. Да и смысл тоже подчас непонятен. Даже столичным критикам. То ли “Вишневый сад”, то ли “Вишневый ад”. Как творческий эксперимент это имеет право на жизнь, как спектакль в такой степени абсурда в репертуаре оскольского театра — вряд ли.  

“Снег чернее копоти. Вот, что я сегодня увидела — вот это и называют снег чернее копоти. Написал ли поэт образ, вот, пожалуй, увиденное точно формулирует. Как относиться к снегу чернее копоти, что делать с ним, если он в душе? Комедия? Не знаю. Но вот эта комедия, доведенная до абсурда, горькая очень. Очень сложный жанр”. 

— Александра Равенских, заслуженная артистка России, директор фестиваля «Город юности».

“Вот для меня изначально это был какой-то жанр театрального капустника ко Дню театра. Вот в таком бы жанре он имел бы право на существование, это было бы интересно для людей, которые хорошо знают пьесу и увидели бы в ней какую-то пародию, еще что-то. С точки зрения показа актерского мастерства — блестяще было. Но повела бы я сюда своих учеников, которые вообще не читали “Вишневый сад” или даже прочитали? Нет. Не повела бы”. 

— Ирина Лопухина, театральный критик.

Еще один участник творческой лаборатории Янис Брайловский — студент 5-го курса ГИТИСа мастерской Сергея Женовача, написал свою режиссерскую инсценировку к рассказу Чехова “Жена”. В конце 19-го века критики обращали внимание только на социальную тематику произведения. Сегодня главное — взаимоотношения. Как получается, что мы своими руками убиваем любовь? 

“Рассказ “Жена”. Мы знаем, что он написан в 1892 году. Чехов женился, когда ему было 40, а здесь ему только 32 года. Я подумал, зачем 32-летнему мужику, у которого много женщин, писать такой рассказ? Мне кажется, что основным триггером для написания рассказа стал страх Чехова оказаться в этом положении. И это одна из тех причин, по которой он не женился так долго. И как бы вот этот страх столкнуться с тем, что ты живешь с человеком, и однажды обнаружишь, что ты его уничтожил — это мой страх. Мне страшно, да, оказаться таким. Ну, да, сегодня можно это все свести к такому как бы термину “абьюз”, но это такая как бы абстрактная категория. А что делать по-настоящему, если ты оказался в такой ситуации, что ты уничтожил человека, которого ты единственного любил? Очень страшно».  

— Янис Брайловский, студент 5-го курса режиссёрского факультета ГИТИСа.

Творческая лаборатория в Старооскольском театре длится 9 дней — за это время нужно поставить эскиз. Кажется, времени в обрез, но молодые режиссеры благодарны. Обычно на это дается в разы меньше.  

“Это не похоже на обычную лабораторию, где у тебя три дня, ты приезжаешь и давай. Сейчас вот здесь вот ты встанешь. Вот здесь вот так выйди, музыку давай включай. Здесь так не сработает. Ты приходишь с артистами, вы начинаете друг друга узнавать, преломляться, становится интересно. Можно провести с ними какое-то время, влюбиться в них по-настоящему. — Вы успели влюбиться в наших артистов? — Да, они замечательные. Здесь очень-очень мощная труппа, и я ещё и спектакли же смотрел. Есть, кем очаровываться, прекрасные артисты, прекрасная труппа”. 

— Янис Брайловский, студент 5-го курса режиссёрского факультета ГИТИСа.

Современный диалог с Чеховым наш театр поддержал. Большинство произведений гениального писателя и профессионального врача читаются как диагноз обществу. На этой теме остановился единственный из участников фестиваля не студент, а выпускник ГИТИСа, режиссер Пётр Норец. Уже 7 лет он ставит спектакли в театрах России и Казахстана. 

“Лаборатория — это такой ужатый период, здесь еще более требует какого-то включения в людей, в их характер, во всё. Начинаешь как-то видеть более, наверное, ну, может, углублённее, не знаю. Кого-то более, кого-то менее, кто-то потом раскрывается, если ты доделываешь. Интересно. Город красивый тоже. Спасибо, что позвали, да. Театр очень красивый, да”. 

— Пётр Норец, режиссёр.

В творческом эксперименте под названием “Доктор А” Пётр собрал четверых медиков из разных произведений Чехова — военный врач Чебутыкин из “Трех сестер”, земский доктор Львов из пьесы “Иванов”, Астров из “Дяди Вани” и герой чеховской “Чайки” доктор Дорн. Необычный врачебный консилиум пытается поставить диагноз современному обществу. 

«Что вы такие нервные все? Может, все-таки валериановых капель? Благодарю. Господа, господа, господа! А может, увеличилось не число нервных болезней и нервных больных, а число врачей, способных наблюдать эти болезни, господа?” 

Молодой режиссер представил практически готовый спектакль продолжительностью 1 час 20 мин. Профессиональная работа — единодушное мнение критиков.  

“Все ружья, которые повесили — выстрелили. Спасибо вам огромное, этот спектакль — просто признание в любви Чехову. Каждый из ваших докторов был великолепен — я обожаю мужской состав лосевской труппы. И вы с ними сделали очень яркие, интересные образы. Спасибо вам!” 

— Наталья Почернина, руководитель литературно-драматургической части Белгородского драмтеатра им.Щепкина, зам.председателя отделения Союза театральных критиков.

“Это, с одной стороны, достаточно оригинально, с другой стороны, это, по-моему, имеет отношение к А.П. Чехову. Причем, в его двух ипостасях — и медицинской, и писательской. И это производит впечатление”. 

— Тимофей Сополев, декан факультета музыкального театра ГИТИСа.

“Это было очень мастерски, очень здорово и точно сделано в эскизе, который показал Пётр Норец. И сущность человека, внутри которого есть и храм, и целые вселенные, и театр, и всё, что хотите. Все эти символы были замечательно сделаны. Ну и главный символ, это, конечно, скелет, символ смерти, вокруг которого врачи, как вокруг новогодней елки, танцевали, но это нормально. Они ближе всех к смерти. И с точки зрения литературы, и с точки зрения медицины, вот их профессии могут быть и ядом, и лекарством”.  

— Ирина Лопухина, театральный критик.

И ядом, и лекарством может быть и театр. Семен Лосев всегда очень взвешенно, как в аптеке, подходил к выбору репертуара, чтобы не отравить, а излечить — душу и сердце зрителя. На старооскольской сцене уже идут 6 спектаклей, поставленных участниками творческой лаборатории «Город юности». Седьмым станет «Доктор «А». Премьера намечена на январь.  

Анна Семенова, Евгений Левошко, Яна Толоконникова — 9 канал.