Умный лагерь, или как проводят каникулы подопечные школы РАН

Статус школы Российской академии наук – это высота, которую требуется ежедневно подтверждать и доказывать. Старооскольская школа №20, став опорным образовательным учреждением академии наук, получила вполне конкретное задание — создавать качественное школьное образование, чтобы выявлять и обучать талантливых детей, ориентировать их на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий. Как решают задачу летом, в период каникул? На экскурсию пригласили директоров еще двух школ под эгидой РАН в нашем регионе — лицея № 9 и Шуховского лицея города Белгорода.

Вывести новый сорт — бульончатых пельменей, выявить пользу конфетотерапии и доказать, что добрые слова повышают айкью — всё это могут ребята двадцатой школы. Ведь даже лагерная смена здесь — необычная.
В «Робинзонии» дети не только отдыхают, но и не забывают о тренировке мозга. Причём, по четырём направлениям: естественнонаучному, техническому, общественнонаучному и гуманитарному. И во всем нестандартный подход. К примеру, смело скрестили биологию и английский. В результате междисциплинарной интеграции дети изучают строение клетки и на родном, и на иностранном языках.
В лаборатории кота Шрёдингера ребята колдуют над пробирками, ставят опыты. Мастер-класс по робототехнике и галерея исследовательских работ старшеклассников интересен и взрослым. Ведь свои проекты ребята защищали не где-нибудь, а в Сколково.
А в историко-краеведческом коворкинг-центре к отдыху подходят не только с умом, но и юмором.
Изучая дверные проёмы, ребята выяснили, что двери в любимой двадцатке ведут в науку. А путь к науке лежит через техническое творчество и сотрудничество с вузами.

В 20-й школе мы увидели то, как в летний период дети вовлечены в интересные дела. Мы увидели, чем заняты дети. Они заняты умной деятельностью. Им всё здесь интересно. Предложены интересные формы работы, интересные практики. Всё это отвлекает детей от негатива.

— Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области


Такие подходы помогают детям осознанно подойти к выбору профессии. В 20-ой школе директора увидели то, что захотелось перенять.

Наверное, есть смысл пересмотреть структуру работы школьного лагеря. Потому что вот то, что здесь происходило, наверное, это имеет великий смысл. Когда дети не только танцуют и играют, что традиционно для оздоровительных лагерей, а ещё, как Николай Михайлович выразился, занимаются умной деятельностью. Вот это для нас очень важно. Мы пытаемся это делать. Старый Оскол показал это во всём широком спектре. Большое спасибо коллективу старооскольской школы №20!

— Александр Зарубин, директор Шуховского лицея, г. Белгород


После экскурсии делегацию ждал круглый стол. Пока учителя делились впечатлениями, мы изучили статистику. За год в двадцатой школе заметно выросло число призёров и победителей олимпиад. А 75% выпускников поступили в ведущие вузы страны. Но чтобы способности детей раскрылись, потребовались колоссальные усилия педагогов.

Действительно, работа в школе РАН требует особой отдачи от педагога. Региональным законодательством предусмотрены для педагогов школ РАН и для работников вузов, которые работают с детьми в этих школах, соответствующие доплаты.

— Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области


Статус школы Российской академии наук — это не только федеральная поддержка и помощь РАН. На круглом столе напомнили, что всё это задумывалось, чтобы трансформировать не только образовательное пространство, но и мышление педагогов, учеников и их родителей. И летняя смена в школе №20 показывает, как этих перемен можно добиться.